Введение платных автодорог в России из отдаленной перспективы превращается во все более осязаемый и реальный план. В очередной раз о необходимости строительства платных автотрасс на минувшей неделе заявил первый вице-премьер РФ Сергей Иванов. Первой такой трассой в России станет магистраль Москва – Санкт-Петербург, а также дороги, ведущие на южные направления. Предполагаемая стоимость проезда – один рубль за один километр трассы. В регионах тоже приступили к расчетам возможной платы за проезд по своим автодорогам. Однако существует ряд возможных негативных последствий нововведения, которых опасаются чиновники на местах: рост социального недовольства и увеличение цен на товары первой необходимости.
Как стало известно «Новому Региону», Управление автомобильных дорог Свердловской области уже приступило к расчету стоимости проезда по существующим дорогам и тем, которые только будут построены. Делается это заранее с тем, чтобы в случае, если правительству понадобятся экономические обоснования платного проезда, все необходимые данные уже были готовы.
Между тем, пресс-секретарь Управления автодорог Сергей Ибрагимов заявил агентству, что в 2008-2009 годах введение платных дорог в регионе не планируется. «По новому законодательству этот вопрос отнесен к компетенции тех органов власти, в ведении которых находятся автодороги. Но тем же законом определено, что плата на трассе может взиматься только в том случае, если в этом направлении есть альтернативный проезд», – отметил г-н Ибрагимов.
Тем не менее, он полагает, что Россия и регионы постепенно будут переходить на системы платных автодорог. В первую очередь это будет касаться автотрасс с высокой интенсивностью движения. «Вероятно, это будут новые дороги со скоростным режимом даже не 110, а 150 км/ч. Как показал анализ, состоятельные люди и коммерсанты, перевозящие товары, уже сейчас готовы платить за проезд по таким трассам», – отмечает Сергей Ибрагимов.
Он вспоминает, что пять лет назад Управление автодорог рассматривало разные варианты введения платного проезда. «Что касается Свердловской области, то речь шла как о федеральных, так и об областных платных дорогах», – добавляет собеседник агентства. Свои предложения по заявленной теме озвучивал и губернатор Эдуард Россель. По его замыслу, платной могла стать строящаяся трасса на Ханты-Мансийск (срок сдачи последнего участка 2010 год, прим. НР). Тогда же областное Управление автодорог определило дороги, которые могли стать коммерческими. Назывались направления на Белоярский, Богданович и Камышлов. С легковых автомобилей предполагалось брать по 2-2,5 рубля за километр, с большегрузных машин – 4,5-5 рублей.
«Ситуация простая – те, кто заинтересован в качественном проезде, готовы платить. Это состоятельные люди. Малоимущие граждане тогда были против платы, так как всегда ездили по этим дорогам бесплатно. Мы даже рассматривали разные варианты для таких социальных слоев, например, ввести спецпропуска для дачников и пенсионеров. В итоге пришли к выводу, что затраты на такие мероприятия на фоне роста социального недовольства себя не оправдают», – говорит Сергей Ибрагимов.
Изначально по замыслу свердловских властей, к строительству крупных коммерческих автодорог можно было привлечь частных инвесторов. Однако никто не хотел вкладывать средства в направлении тех же Гарей и Таборов по причине большой удаленности от областного центра и невысокой плотности населения в тех районах.
«Процент платных автодорог в мире не так высок, как нам пытаются представить. В той же Германии вообще нет платных дорог. За границей строят технологические проезды, тоннели, мосты. Ни одна развитая страна не решает проблемы технического состояния дорог путем введения платного проезда. А вот у нас собираются это сделать. Полагаю, что небогатые слои населения могут быть недовольны», – отмечает источник «Нового Региона» в «Белом доме».
Вместе с тем, появление коммерческих автодорог в России может привести к подорожанию товаров, в первую очередь продуктов питания. Правда, насколько ощутимым будет рост, пока сказать трудно. По словам исполнительного директора НП «Альянс» Алексея Подоляко, важную роль в перевозках играет время доставки и состояние автомобиля. Поэтому перевозчик выберет платную дорогу, которая и по времени доставки груза и по качеству дорожного покрытия лучше альтернативного пути. «В структуре ценообразования товара транспортные затраты не являются ключевыми. Эти издержки, как правило, составляют от одного до четырех-пяти процентов. В случае использования платных дорог, цены если и поднимутся, то на десятые доли процента – это некритично», – говорит г-н Подоляко.
Екатеринбург, Александр Родионов, Игнат Святки
Екатеринбург. Другие новости 18.02.08
В Свердловской области в машине сожгли милиционера. / Приднестровье на правах сироты – Москва готова признать независимость лишь Осетии и Абхазии. / Суд разрешил россиянам использовать словосочетание «План Путина» по своему усмотрению. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2008, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».