В среду, 9 апреля, в Москве на заседании правительства РФ будет обсуждаться проект «Урал Промышленный – Урал Полярный». В мероприятии, которое будет проводить премьер Виктор Зубков, примет участие губернатор Свердловской области Эдуард Россель. Он готовит доклад о реализации «УП-УП». Между тем, эксперты до сих пор спорят о том, насколько целесообразно стране тратить огромные деньги для того, чтобы построить железную дорогу.
Своим мнением по данному поводу, в частности, поделился глава Уральской гильдии политконсультантов Константин Киселев. «Новый Регион» предлагает своим читателям ознакомиться с его статьей «Урал Промышленный – Урал Полярный: дюжина аргументов против».
«Проект «Урал промышленный – Урал полярный» имеет простую и вполне понятную цель – строительство железной дороги вдоль Уральского хребта, которая могла бы обеспечить транспортную доступность месторождений Полярного и Приполярного Урала.
Как правило, оппоненты «УП-УПа» руководствуются вполне понятными и разумными аргументами, с которыми можно спорить, но не слышать нельзя:
Во-первых, указывается на то, что проект рассчитывался не под балансные (т.е. уже разведанные и подтвержденные исследованиями) природные ресурсы, но под проектные, прогнозные. При этом говорится, что, как правило, лишь 10-15 % прогнозных ресурсов становятся балансными.
В связи с этим получается, что по построенной железной дороге будет нечего перевозить, и ей грозит судьба бессмысленного, но дорогого и пафосного БАМа. Это, во-вторых.
Предприятия в таких условиях вкладывать свои средства в строительство «УП-УПа» просто-напросто не будут. Поэтому деньги реализаторы проекта будут доставать из федерального и региональных бюджетов, т.е. из кармана налогоплательщиков, что не есть здорово. Это третий аргумент.
В-четвертых, утверждается, что стоимость проекта настолько велика, что разработка балансных и даже прогнозных месторождений не окупит проекта ни в ближайшие годы, ни в обозримой перспективе.
В-пятых, указывается, что сегодня выгодной является разработка лишь нескольких месторождений, для которых не потребности в строительстве новых железнодорожных путей. Достаточно уже имеющихся.
В-шестых, сомнения вызывает экологическая проработанность проекта, реализация которого приведет к утрате невосполнимых природных ресурсов, в частности уникальных пород северных сиговых рыб (муксун и др.), ибо дорогу собираются строить буквально по нерестовым рекам.
В-седьмых, признается сомнительной возможность энергетического обеспечения проекта. Нехватка энергоресурсов уже сегодня является проблемой для регионов, участвующих в проекте.
В-восьмых, не ясно, каким образом будет формироваться «трудовая армия», обеспечивающая строительство дороги и иных объектов проекта. Дефицит трудовых ресурсов – объективный факт не только для регионов – участников проекта, но и близлежащих субъектов РФ. А ведь задействовать предполагается несколько десятков тысяч человек. Или же для УП-УПа создадут специальную «родильную» программу?
В-девятых, строительство и функционирование дороги предполагает развитие региона в рамках поселенческой модели, т.е. путем привлечения на постоянное место жительство в регион тысяч и тысяч людей. При этом климатические условия в регионах проекта таковы, что жить там просто-напросто нельзя. Сегодня и так стоит вопрос – как вывезти на «Большую Землю» из ХМАО и ЯНАО десятки тысяч людей, а реализация «УП-УПа» предполагает новый завоз людей в места, явно не пригодные для проживания.
Все эти аргументы хорошо известны, но есть еще несколько, о которых практически никто не говорит.
В-десятых, «УП-УП» – это проект, не имеющий к стратегии развития страны никакого отношения. Скорее, это проект, ведущий к деградации России. Вся фразеология, символика проекта – откровенно из XIX века. Что говорят авторы: добудем ресурсы – обеспечим нашу промышленность ресурсами; добудем ископаемые – возродим промышленность индустриального Урала, добудем ресурсы – продадим. Ни слова о современных технологиях, ни слова о модернизации, ни слова о новых идеях. Все в рамках теории и практики индустриализации. Еще немного и дело дойдет до комсомольского призыва на строительство очередного БАМа, который призван обеспечить каким-то странным образом очередной виток борьбы за светлое будущее. Только сегодня эти символы не только практически не работают, ибо противоречат фундаментальным законам предпринимательской реальности, но и препятствуют формированию необходимого России современного модернизационного мышления. Совсем недавно губернатор ХМАО Александр Филипенко заявил, что символическое позиционирование Югры как нефтедобывающего региона есть ошибка, которую нужно исправлять, разрабатывая новую систему символов, более современных и устремленных в будущее. Правильно заявил. Только на фоне того комсомольского задора, с которым лоббисты «УП-УПа» прославляют ценности прошлого и позапрошлого веков, едва ли его голос будет услышан.
Создается впечатление, что ресурсное проклятие довлеет не только над экономикой России, но и над мозгами разработчиков проекта. В результате ресурсная зависимость развития страны только усилится.
В качестве понятного примера в поддержку аргумента об обращенности проекта в прошлое сформулируем простой вопрос, даже не связанный с темой «ресурсного проклятия»: С какой скоростью будут передвигаться составы по магистрали «УП-УПа»? Не думаю, что больше 80 км в час. Например, в 2006 г. на Западно-Сибирской дороге техническая скорость грузовых поездов составила 57,2 км/ч (2005 год – 56,3 км/ч). По стране эти показатели также на уровне 50 км в час. А что в мире? В Китае на новых дорогах грузовые поезда едут ровно в два раза быстрее – 100 км в час. Максимальная скорость пассажирских поездов в мире – более 500 км в час.
Представляется абсолютно правильным возможное решение о запрете всех проектов, не связанных с современностью, не устремленных в будущее. В этом отношении, например, «УП-УП» должен был бы предложить строительство магистрали со скоростью движения грузовых составов не менее 150 км в час. И тогда было бы понятно, что эта магистраль из разряда современных, а не позапрошловековых. Иначе зароем деньги в тундре и набьем карманы чиновникам-временщикам.
В-одиннадцатых, для реализации проекта создано ОАО с идентичным названием. В руководстве этого ОАО люди, близкие к представительству президента в УрФО. Долгое время местному полпредству не удавалось найти свою экономическую нишу. Сегодня его экономическим базисом стал «Урал Промышленный – Урал Полярный». Этот бизнес-проект возглавили люди, ориентированные на Петра Латышева. Главным образом чиновники из северных регионов, в которых у представителя президента традиционно были сильные позиции. Председателем наблюдательного совета вообще стал заместитель полпреда Виктор Басаргин.
Кровная заинтересованность, в том числе экономическая, полпредства в «УП-УПе» очевидна. Не случайно именно Латышев и его люди всячески лоббируют его продвижение и финансирование. Через партию власти проект просто продавили, и «Единая Россия» проект поддержала. Вице-премьеры, тогда еще в ранге «преемников», не одобрить его просто не могли, ибо кто посмеет не одобрить грамотно распиаренную инициативу с мест перед выборами?
В результате. Во-первых, превращение полпредства в экономического субъекта неизбежно приведет к потере независимости от действующих в федеральном округе акторов. Во-вторых, полпредство получило возможность трудоустройства своих сотрудников и лояльных лиц на финансово выгодные места работы. В-третьих, появилась реальная угроза того, что выполнение политических функций полпредством будет подчинено задачам освоения финансовых средств. В-четвертых, полпредство получило новые возможности для легального фандрайзинга в свою пользу. Можно продолжать, но общий тренд вполне очевиден: «УП-УП» выгоден полпредству как совокупности чиновников и крайне вреден как институту, представляющему в федеральном округе центральную власть.
И последнее, двенадцатое, «УП-УП» всеми возможными нитями связан с чиновничеством. Именно они его двигают, его лоббируют, его возглавляют. Но нигде и никогда коммерческие проекты, продвигаемые чиновниками, не были свободными от коррупции. Коррупционная емкость «УП-УПа» имеет гигантские масштабы. И, можно быть, уверенным в том, что без взяток, откатов и прочего не обойдется. Уже сейчас начинает разгораться целый ряд скандалов. Например, с приобретением лицензий на разработку месторождений, с псевдоконкурсами на приобретение таких лицензий и т.д.
В итоге? Дай Бог, если все ограничится очередной банальной растратой государственных, т.е. наших, средств, но есть опасность, что на эти деньги еще и варварски уничтожат уникальные природные комплексы и разграбят уникальные месторождения. Сегодня «УП-УП» выглядит как каменный топор в руках алчного и тупого неандертальца, пытающегося достать из современного компьютера блестящую микросхему, дабы вставить ее себе в ухо. И дело не в самом неандертальце. Он и не может ничего иного, кроме того, на что подвигает его сущность: жрать, спать и прочее. Проблема в тех, кто дал ему на разграбление современный компьютер, и тех, кто стоит в стороне и молча наблюдает за происходящим».
Екатеринбург, Полина Румянцева
Екатеринбург. Другие новости 08.04.08
Иностранные делегаты евро-российского делового форума узнали, что Свердловской областью по-прежнему руководят Воробьев, Ковалева и Молчанов (ФОТО). / В Екатеринбурге психбольной лжетеррорист разгромил РУВД. / Бюджетные деньги, выделенные на создание патриотических уральских фильмов, «прокатали» на такси. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2008, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».