AMP18+

Екатеринбург

/

Знакомьтесь, старые и новые символы Урала: Россель, Огневушка-поскакушка и «Уралмаш»

Свердловская область на пороге ребрендинга – через какое-то время на суд общественности представят новый символ региона. Задача-максимум – уйти от архаичного тезиса «Урал – опорный край державы» и комплекса цареубийц, и сформировать им на смену внятную имиджевую политику. Региону требуется больше инвестиций, а потому, заявили власти, нужен новый бренд. Несмотря на то, что нам (всем свердловчанам) тоже предложили привнести на этот счет свои идеи, после непродолжительного «мозгового штурма» властей мы наверняка увидим немного не то, что представляется и хочется. Таковы уж наши реалии. А потому мы загодя решили опросить известных уральцев, что они любят в Екатеринбурге, куда водят своих друзей, и каким представляют себе новый бренд региона. Сделано это с одной целью – чтобы хоть примерно представить, в каком направлении нам всем с вами двигаться. Участники опроса: председатель свердловского правительства Виктор Кокшаров, сенатор совета Федерации Юрий Осинцев, директор департамента информполитики губернатора Вадим Дубичев, депутат свердловской Облдумы Георгий Перский, пресс-секретарь мэра Екатеринбурга Константин Пудов, глава МУ «Столица Урала» Сергей Мошкин, лидер группы «Чайф» Владимир Шахрин.

Храм на Крови, Ганина Яма, Уралмаш, граница Европы и Азии

Некоторые ответы семи известных и уважаемых респондентов не удивили – среди любимых или примечательных мест неизбежно оказались Храм на Крови, Ганина Яма («потому что это единый комплекс, и все-таки там убили императора») и Плотинка. Тяга к этим красотам, а также мысль, что они будут интересны гостям города, роднит практически всех – главу правительства, лидера рок-группы, муниципального служащего и пресс-секретаря мэрии.

При этом некоторые, например, сенатор Юрий Осинцев, выделяют в той же Плотинке отдельные составляющие: музей уральской промышленности под открытым небом, или же, как директор департамента информполитики губернатора Вадим Дубичев – павильон Каслинского литья (здание художественного музея на правом берегу). Выходит что это как бы одновременно и Плотинка, а вроде бы и что-то отдельное, и достойное само по себе. И с этим трудно не согласиться.

Еще, например, многим нравится Литературный сквер – там, где памятник А.С. Пушкину, камерный театр, музеи и умные вороны. К таким персонам относятся глава областного кабмина Виктор Кокшаров, Юрий Осинцев и Вадим Дубичев. А кому-то нравится гулять немного ниже – по набережной Исети, идущей от ККТ «Космос» мимо резиденции губернатора к проспекту Ленина – аккурат напротив «Белого Дома» и фонтана в виде шара (который очень любят простые горожане) с его вечными скейт-бордистами. По вечерам на набережной у «Космоса» нравится бывать лидеру группы «Чайф» Владимиру Шахрину. Как впрочем, далеко не ему одному.

Отдельно надо сказать о выборе Юрия Осинцева, который в числе прочего назвал «завод заводов» Уралмаш. «Чтобы сейчас ни происходило с этим предприятием, в какой бы ситуации оно ни находилось, но это настоящий уральский бренд, который все иностранцы знают еще с прошлого века», – аргументирует он свой выбор.

И все же, как ни крути – и официальным делегациям, и просто гостям Урала уготовано прибывать к Храму на Крови на Вознесенской горке, а затем отправляться на Ганину Яму или к границе Европы и Азии. В качестве достопримечательностей, которыми можно гордиться, указанные места называют более половины опрошенных: Кокшаров, Осинцев, Дубичев, Константин Пудов и Сергей Мошкин. Примечательно, что их объединяет не только это, но также принадлежность к органам власти разного уровня. В тоже время ни Владимир Шахрин, ни оппозиционный депутат Георгий Перский, совсем не тяготеют к символам расстрелянной царской семьи.

Что угодно: Метеогорка, рестораны, колыбель «уральского рока», серф-клуб на Шарташе

Есть и неожиданные предпочтения, они, скорее всего, объясняются разницей профессий, различиях в политических (при наличии) и жизненных взглядах, и конечно возрастом. Такие достопримечательности могут объясняться хобби, как например, серф-клуб на Шарташе, куда с друзьями – поклонниками экстремальных видов спорта ездит Константин Пудов, или свойством натуры. На Метеогорку приводит гостей Екатеринбурга Владимир Шахрин – ему нравится открывающийся оттуда вид на город. Чаще стали называть смотровую площадку на ТЦ «Антей». По словам г-н Пудова, поднявшись туда, можно ничего про город не рассказывать – темпы жизни видны как на ладони. С ним соглашается Сергей Мошкин, но от себя добавляет площадь у УГТУ-УПИ, уверяя, что оттуда открывается потрясающий вид на проспект Ленина.

Приверженность к сохранившимся старым особнякам на улице Чапаева вблизи Царского моста объединяет чиновника Виктора Кокшарова и музыканта Владимира Шахрина. Последнему, кстати, по вполне понятным причинам дорог еще и деревянный домик у Архитектурной академии – там в свое время записывался «Наутилус» и зарождалась, согреваясь портвейном, именитая уральская рок-школа.

Стильность и неповторимость «Е-бурга» видят не только в памятных местах, но и в ресторанах. К примеру, московским товарищам Вадима Дубичева очень импонирует «Медвежья падь» на бульваре Культуры. «Хороши также «Гордонс» и «Манилов». Почему говорю о ресторанах, потому что они тоже визитная карточка Екатеринбурга», – уверен он. Это мнение разделяет и г-н Пудов, который готов завалить рекомендациями заезжих поклонников многих национальных кухонь…

Потенциальный бренд Екатеринбурга

Относительно него готовы высказаться не все респонденты. Так, Юрий Осинцев в качестве визуального символа Екатеринбурга видит старую водонапорную башню на Плотинке. Из будущих объектов символом сенатор может себе представить комплекс строящихся небоскребов «Стражи Урала». С ним солидарен Вадим Дубичев, по словам которого, строящиеся к саммиту ШОС объекты станут в Екатеринбурге такими местами, куда захочется отвести друзей и близких, а, возможно, со временем приобретут и более глубокий смысл.

С позиции маркетинга и рекламы наиболее удачным символом Среднего Урала Сергей Мошкин считает знак границы Европы и Азии. «Он может очень удачно использоваться и в рекламе, и в качестве идеологемы, подчеркивающей особенности Свердловской области», – указывает собеседник. А по признанию Виктора Кокшарова, для него таким символом является Храм на Крови.

Наиболее прагматичной в этом вопросе представляется позиция депутата Облдумы Георгия Перского, считающего, что прежде чем проводить ребрендинг, надо определиться с самим брендом. Запоминающихся достопримечательностей в уральской столице парламентарий вспомнить не может: «Не хочу никого обидеть, но у нас даже и посмотреть особо нечего. Все эти смотровые площадки – ну где их сегодня нет, скажите мне?»

Для продвижения и позиционирования региона депутат предлагает на выбор сразу несколько сказочных персонажей – Огневушку-поскакушку, Данилу-мастера и медную гору Павла Бажова. Обосновывает выбор просто: «На тех же «гномах» Альпы уже давно процветают, а мы как альтернативу выставим Данилу-мастера. Правда, все-таки сомневаюсь, что он будет интересен каким-нибудь японским инвесторам…».

А вот с действующим брендом Урала депутат для себя уже давно определился: «Когда разговариваешь с жителями других регионов, часто они задают вопрос: «Свердловская область – это где? А, это там, где Россель сто лет губернатором сидит?». Так может быть это и есть наш бренд – Россель, и его надо менять в первую очередь?».

Мнение специалиста

А что же на счет ребрендинга и уральской символики думают специалисты в сфере туристического бизнеса – сферы, для которой территориальный бренд как нигде важен? Первая мысль – мега-удачные идеи по формированию нового имиджа Урала лежат «под ногами», достаточно просто нагнуться и подобрать их. Так, гендиректор турфирмы «Мир» Сергей Бузько с ходу насчитал в Екатеринбурге с десяток объектов, которые могут быть интересны иностранным туристам. Некоторые из них сильно отличалось от перечня, приведенного выше, например, уникальный геологический музей.

Что касается продвижения объектов, связанных с гибелью царской семьи, то ими г-н Бузько советует не злоупотреблять. «Несколько лет назад на Лондонской выставке раздавали буклет одной питерской фирмы. Урал там позиционировался так: «Добро пожаловать в Екатеринбург, место, где расстреляли последнего русского царя». Надо нам настойчиво избавляться от этого имиджа. Никто же не пробует продвигать на Западе Освенцим или Бухенвальд, хотя и там есть мемориальные комплексы», – говорит он.

По словам Сергея Бузько, приезжающие на Урал иностранцы очень любят кататься на троллейбусах в сторону Уктуса и Нижнеисетского пруда. «Ну и почему не открыть там приличные лодочные станции, чтобы вернуться обратно гости могли уже другим способом? – удивляется бизнесмен. – Также было бы здорово организовать вертолетные экскурсии надо городом, да много чего можно – все для этого уже есть».

Показывать приезжающим можно все, уверен Сергей Бузько: от организации экскурсии в строящееся метро до разлива раскаленного металла на Верх-Исетском заводе. «Есть у нас известные художники, деятели культуры, почему в гостевые маршруты не включить посещение их мастерских? Но мы же даже не можем продублировать на английском языке уличные указатели», – тут же объясняет он.

Екатеринбург, Александр Родионов

© 2008, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Политика, Россия, Туризм,