AMP18+

Екатеринбург

/

Екатеринбург: милиционеры сломали руку журналисту федеральной газеты. Наказания не последовало

«Новый Регион» продолжает публикацию статьей о зверском избиении милиционерами сотрудника редакции «Аргументы и Факты – Урал». Сегодня нашим читателям предлагается ознакомиться с материалом «Костоломы в погонах».

«С момента зверского избиения сотрудника нашей газеты Ивана Степанова прошло две недели. За это время расследование не сдвинулось с места ни на шаг. И, как оказалось, его случай – один из многих в цепочке тотального милицейского «беспредела»…

Ушли в «глухую защиту»

Заявление нашего пострадавшего коллеги к старшему следователю Верх-Исетской районной прокуратуры Максиму Николаеву поступило больше недели назад (об этом есть соответствующая справка). Однако отыскать и наказать виновных надзорные органы, мягко говоря, не торопятся. «Пробивать» информацию по «оборотням в погонах» еще и не начинали: их не вызывали на допрос, ни у одного из милиционеров не взята подписка о невыезде. Сам Николаев эту ненормальную ситуацию оставляет без комментариев: его или нет на месте, или он «очень занят». В областном же ГУВД ушли в настолько «глухую защиту», что бросают трубку при любой попытке хоть что-то прояснить.

Несмотря на сломанную руку, все эти дни Иван провел в собирании разнообразных справок. Помимо данных из травмпункта, пришлось брать еще заключение судмедэкспертизы (тоже порядочная волокита), выяснять адреса и телефоны двух других свидетелей. Что показательно: следователь за это время ни разу (!) не позвонил Ивану, чтобы тот дал показания, а о встречах приходилось договариваться самостоятельно. Таким образом, по прошествии двух недель дело все еще не сдвинулось с мертвой точки.

Главный специалист областного аппарата уполномоченного по правам человека Владимир Попов:

– По законодательству, прокуратура имеет право расследовать заявление потерпевшего в течение месяца. Согласен, срок слишком долгий, но таков закон. За это время надзорные органы должны либо завести дело, либо отказать в его возбуждении. Ивану необходимо набраться терпения, постоянно интересоваться – как идет следствие, и обязательно сохранять все медсправки и чеки, полученные во время лечения. Неплохо также взять заключение профессионального психолога. Все это будет необходимо для получения как материальной, так и моральной компенсации. Мы же, со своей стороны, можем помочь ему в защите его прав в суде или при попытках «замять» дело в районной прокуратуре. Для этого надо обратиться к нам на Пушкина, 19, либо написать письмо на имя Татьяны Мерзляковой…

Пытки в порядке вещей?

Между тем, после опубликования материала «Милицейский беспредел – норма?» к нам в редакцию буквально посыпались звонки от свердловчан, пострадавших от «общения» с органами правопорядка. В основном уральцы жаловались на побои со стороны милиционеров, грубость и даже откровенное воровство.

Пенсионерка Людмила Шляпина, Екатеринбург:

– Моего сына несколько дней назад забрали в милицию. Его отвезли в Кировское РУВД на Уральской, 70а, где тут же начали пытать: надевали на голову мешок, били по почкам и печени, заставляли подписать признание в краже, которую он не совершал. На него пытались «повесить» несколько уголовных дел. Адвокат, предоставленный Виталию на второй день, сказал мне при встрече: «Стучите во все двери – в прокуратуру, в правозащитные организации, в независимые СМИ. Ваш сын страшно избит…»

Но достучаться до правоохранителей оказалось не так-то просто. В отделении с Людмилой Викторовной вообще отказались разговаривать. Младший офицер, пряча глаза, сказал: «Да он сам споткнулся и упал…» В Кировской районной прокуратуре заявление приняли, но в собственной службе безопасности областного ГУВД (ул. Ленина, 15) встретили ледяным равнодушием. В РУВД Виталия продержали двое суток. Сейчас он находится под подпиской о невыезде. В травмпункте врачи зафиксировали у молодого человека перелом ребра, многочисленные ушибы и гематомы по всему телу...

– Эту тему надо поднимать во всех местных, региональных и федеральных СМИ, – считает Людмила Витальевна. – Ведь на месте моего сына может оказаться любой!

А вот еще одна история. Студент 5-го курса радиофака УГТУ-УПИ Владимир Татарников поздно вечером шел с дня рождения:

– На остановке «Кинотеатр Урал» подошел милиционер и попросил показать документы, а потом потребовал, чтобы я сел в их машину, – рассказывает Владимир. – Пока обыскивали, все время говорили, что я похож на какого-то грабителя, что сейчас отвезут в отделение и будут разбираться там. А потом вытолкали из машины и уехали. А когда я стал проверять карманы и бумажник – не обнаружил мобильника и двух с половиной тысяч рублей. Утром пошел в Железнодорожное РУВД, но там сказали, что на самих себя они «сигналы» не принимают. Правда, в прокуратуре отнеслись с пониманием, заявление взяли, но предупредили, что «шансов никаких»: свидетелей нет, да и номер машины я не запомнил…

Проблема гораздо шире

Но не меньшее количество звонков поступило нам и с жалобами на волокиту, бюрократизм и неоправданное затягивание в расследовании дел. Так, житель поселка Арти Валентин Сыропятов не может добиться справедливости уже полгода. Весной он возвращался из Сургута домой. На Южном автовокзале Екатеринбурга спокойно ждал своего автобуса, позвонил жене, сказал, чтоб топила баньку, дескать, устал с дороги. Но тут к нему подошли двое в форме. Отведя старика в «дежурку», они обыскали его и (в присутствии других сотрудников!) отобрали сотовый телефон и другие дорогие вещи. Приехав в родной поселок, пенсионер тут же написал заявление в местную прокуратуру. Но прошло уже несколько месяцев, дело закрывали, возбуждали вновь, переводили на «баланс» Чкаловского района Екатеринбурга, но воз и ныне там.

– Как они не понимают, что своими действиями только озлобляют и настраивают людей против себя, – сетует Валентин Павлович. – Небось, какого-нибудь депутата трогать бы побоялись, а с нас, стариков, и последнюю рубаху готовы снять!

Владимир Дробышев (юрист, бывший офицер милиции):

– На самом деле, проблема милицейского беспредела гораздо шире и серьезней, чем принято думать. Большинство таких происшествий не попадает ни в СМИ, ни в правоохранительные органы. Чаще всего люди даже не подают заявления, потому что не верят, что государство может им помочь. На службу безопасности ГУВД надежда плохая: там работают такие же «менты», исповедующие принцип «рука руку моет». Даже заявления они принимают в том же здании, где и «главк» (на Ленина, 15). Правда, в последнее время у нас начали бороться против «оборотней в погонах», но в основном это взяточники и торговцы наркотиками. Уличные же «беспредельщики» под колпак службы попадают крайне редко. Иначе пришлось бы привлекать половину всей свердловской ППС…

Не так давно одно из авторитетных уральских изданий провело опрос среди свердловчан: какую профессию они считают наиболее «криминальной». 38% (абсолютное большинство) отдали «пальму первенства» милиционерам. На втором месте с большим отрывом оказались чиновники и депутаты (19%). Нечему удивляться, что Екатеринбург и Свердловская область из года в год держат ведущее место в стране по уровню преступности.

PS. В ближайшем номере «АиФ-Урал» наши эксперты (юристы, правозащитники и психологи) расскажут о том, как вести себя добропорядочному и законопослушному гражданину при столкновениях с милицейским беспределом.

Екатеринбург, Елена Васильева

© 2008, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Россия, Скандалы и происшествия,