Кто заплатит за монетизацию: список жертв правительственной инициативы
Руководство Среднего Урала, похоже, не разделяет точку зрения федерального центра по поводу опасности роста социальной напряженности в обществе. Свердловское правительство показало, как с помощью всего лишь одного закона можно нанести удар по пенсионерам, муниципальным пассажироперевозчикам и органам местного самоуправления.
Напомним, что с начала осени прошлого года областная власть несколько раз пыталась «продавить» через местный парламент закон о монетизации транспортных льгот. К концу года путем неимоверных усилий правительству это удалось и через неделю – 1 февраля уральские пенсионеры лишаются права на бесплатный проезд в муниципальном общественном транспорте. Однако, не только льготники пострадают от инициативы регионального руководства, жертвами монетизации также стали пассажироперевозчики и уральские муниципалитеты.
Пенсионеры
По информации местного отделения пенсионного фонда России, в Свердловской области в настоящее время проживает 1 миллион 214 тысяч пенсионеров. В качестве льготополучателей они делятся на три группы – федеральные (около 415 тысяч), региональные (около 470 тысяч), и муниципальные (около 320 тысяч). Сейчас все они имеют социальную льготу – бесплатный проезд в общественном транспорте. С 1 февраля льгота заменяется на денежную выплату в размере 275 рублей.
Однако, право на эти деньги получают лишь льготники регионального регистра. Льготники регистра федерального могут рассчитывать лишь на 50 рублей в месяц (600 рублей в год), а для муниципальных пенсионеров со стороны государства никаких компенсаций за отмену бесплатного проезда вообще не предусмотрено. Таким образом, правительственная инициатива фактически оставила без льготы и компенсации более 700 тысяч уральских пенсионеров.
Транспортные предприятия
Муниципальные транспортные предприятия сейчас получают за бесплатный провоз каждого льготника компенсацию от государства. К примеру, в Екатеринбурге, эти деньги составляют до 40 процентов доходов муниципальных пассажироперевозчиков. С отменой бесплатного проезда, соответственно, прекращаются и компенсационные выплаты.
Муниципалитеты
По сути, монетизация не имеет отношения к муниципальным бюджетам. Сейчас городские управы выступают всего лишь в роли посредника, при передаче компенсаций за бесплатный проезд между государством и транспортниками. Однако, фактически, именно на муниципалитеты региональная власть переложила задачу решить проблемы пенсионеров и транспортников. В правительстве просто рекомендовали муниципалитетам ввести в обращение единые социальные проездные (ЕСП) для пенсионеров.
По замыслу областных чиновников заниматься распространением недорогих (по сути льготных) проездных для пенсионеров будут транспортники, а городские бюджеты должны компенсировать пассажироперевозчикам разницу между реальной и льготной стоимостью ЕСП.
Региональная власть даже обозначила примерную стоимость такого проездного – 275 рублей. То есть льготник получает 275 рублей в качестве компенсации и может на эту же сумму купить ЕСП, подсказали органам местного самоуправления в правительстве.
Действительно в принципе это решает проблемы пенсионеров, у которых с помощью ЕСП остается возможность фактически бесплатно ездить на общественном транспорте.
В какой-то мере социальные проездные, вероятно, компенсируют и выпадающие доходы транспортников. Проблема лишь в том, что за все это должны заплатить муниципалитеты. И далеко не все городские управы готовы за свой счет нивелировать негативные последствия от монетизации.
Особенно остро эта проблема обозначилась в уральской столице. Здесь проживает 340 тысяч пенсионеров (около 125 тысяч федеральных, примерно столько же региональных, и 90 тысяч муниципальных). При стоимости ЕСП в 275 рублей, городской казне придется компенсировать пассажироперевозчикам за социальный проездной для областного льготника 405 рублей (обычный автобусный проездной стоит 680 рублей), за федерального – 630 рублей, и за местного льготополучателя всю сумму – в 680 рублей.
В екатеринбургской горадминистрации не спешат заявить о готовности пойти на такие расходы. На прошедшем накануне селекторном совещании в облправительстве, которое было посвящено монетизации, вице-мэр Александр Якоб сообщил, что пока в городской управе рассматривается сумма удешевления ЕСП на ту же сумму, в которую региональная власть оценила компенсацию за бесплатный проезд – то есть 275 рублей.
Однако, столь пропорциональный и справедливый подход мэрии скорее всего сделает всех пенсионеров Екатеринбурга завзятыми домоседами. В случае удешевления ЕСП на 275 рублей региональным льготникам из своего кармана придется доплачивать за проездной – 130 рублей, федеральным – 355 рублей, местным – 405 рублей.
Таким образом, в полном объеме компенсировать отмену бесплатного проезда пенсионерам отказываются как областные, так и муниципальные власти. В этой ситуации оплачивать монетизацию придется нельготным категориям пассажиров, которые пользуются услугами общественного транспорта. Так как пассажироперевозчики (доходы которых с начала февраля упадут на десятки процентов) должны будут компенсировать потери, и соответственно стоимость проезда в транспорте вырастет на 4-5 рублей.
В свердловском РЭКе «Новому Региону» сообщили, что пока заявок на повышение тарифов от екатеринбургских транспортников не поступало, но глава комиссии Николай Подкопай не исключает возможности, что уже к марту-апрелю этого года стоимость проезда придется увеличить.
Сами транспортники также не форсируют события. В муниципальном объединении автобусных предприятий города агентству рассказали, что изменение стоимости проезда зависит от решения, которое примет мэрия в отношении компенсаций за ЕСП. «Мы пока не видели никаких постановлений администрации города по этому поводу», – сетует на неопределенность замгендиректора МОАП Сергей Катышев.
Екатеринбург, Святослав Булгарин
© 2009, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».