Памятники истории и архитектуры на Урале находятся в серьезной опасности. Их беспрепятственно сносят и гарантировать сохранность объектов, по мнению Минкультуры, не представляется возможным. Надзорные органы, в свою очередь, плохо представляют себе состояние дел и не в состоянии предотвращать ЧП. Такой вывод, как передает корреспондент «Нового Региона» можно сделать, по итогам пресс-конференции, прошедшей сегодня в уральской столице и посвященной ситуации с памятниками истории и архитектуры. Поводом стал инцидент со сносом особняка землемера Ярутина на улице Белинского, 3 возле ТЦ «Антей».
Встречу начал руководитель управления Росохранкультуры по УрФО Сергей Исачкин. Чиновник напомнил собравшимся, что памятником истории или архитектуры может быть признан объект не моложе 50 лет, обладающий определенными признаками историко-культурной значимости для города, региона или страны. В случае если сооружение признается таковым историко-культурной экспертизой, оно ставится на охрану в соответствии с ФЗ №73 «Об охране объектов культурного наследия».
«В настоящее время на Среднем Урале 1220 объектов культурного наследия, из них 68 – федерального значения. Остальные – в собственности регионов или муниципалитетов, которые взяли на себя обязательства сохранения и реставрации памятников. Пользователи сами на эти цели должны выделять средства. Однако в большей массе сегодняшнее состояние памятников в регионе находится на среднем уровне», – проинформировал представителей СМИ господин Исачкин.
После этого директор «Антея» Андрей Гавриловский, рядом с ТЦ которого и был снесен особняк, приступил к обсуждению основной темы пресс-конференции. Бизнесмен заявил, что инцидент на Белинского, 3 – «вариант торга» для заинтересованных лиц. «Его используют как определенный козырь в экономической деятельности, – подчеркнул предприниматель. – Здание находилось за забором, не на нашей территории, к этому памятнику я не имею никакого отношения. И вообще, я не понимаю следующего. Так, в Париже всего 100 памятников архитектуры, а в Екатеринбурге их почти одна тысяча». «Сколько денег на их содержание выделяется в год?» – спросил господин Гавриловский представителя Росохранкультуры. Исачкин парировал: «этот вопрос – не в компетенции моего управления, поэтому конкретных цифр я озвучить не могу». При этом он заметил, что ни область, ни муниципалитет в полном объеме памятники не финансируют. «Государство тоже сегодня не может финансировать серьезные программы по реставрации», – констатировал господин Исачикн.
Гавриловский пошел дальше и поднял принципиальный вопрос – об обоснованности наделения статусом памятников огромного количества построек в центре города. По его словам, в 90-е годы памятниками были названы даже избы, расположенные в центре города. Большинство из них представляет собой разрушенные или полуразрушенные постройки и денег на их содержание, или ремонт никогда не выделялось. Самым ярким примером может служить все тот же снесенный на улице Белинского, 3, особняк. К ответу вновь призвали представителя Росохранкультуры. «Понимаете, у собственника есть возможность вывести объект из реестра объектов культурного наследия. Для этого нужно пройти процедуру. Первым делом необходимо провести культурно-археологическую экспертизу, после чего подать заявку в Минкультуры РФ. Данное ведомство на основании вердикта методического совета принимает решение о возможности вывода из реестра объекта, если он утратило историко-культурное значение или вовсе физически утрачено», – пояснил Исачкин. На этом основании, по его словам, Минкультуры РФ обращается в Правительство РФ, которое в свою очередь готовит постановление о выводе сооружения из реестра. «Все остальные подобные процедуры, например, самовольные решения субъектов не признаются», – добавил он.
«И много памятников таким образом уже выведено?», – поинтересовался Гавриловский. «Из 54-х объектов, которые губернатор Свердловской области Эдуард Россель запрашивал в позапрошлом году, сейчас готовится решение только по трем», – заключил господин Исачкин, после чего было решено вновь вернуться к вопросу сноса особняка на Белинского,3.
В разговор вклинился заместитель министра культуры Свердловской области Олег Губкин. Он рассказал, что о ЧП услышал из СМИ, тут же отправился на место и сфотографировал остатки особняка. После этого он обратился в районную, городскую и областную прокуратуры, а также в районное отделение милиции. В настоящее время по данному факту идет следствие, ведется розыск заказчика. «Дом находился в нормальном состоянии, в нем был проведен капитальный ремонт. Здание находилось в собственности СвЖД. Железнодорожники были также удивлены сносом объекта», – сообщил представитель Минкультуры Свердловской области, после чего к удивлению представителей СМИ внезапно принялся размышлять.
«Вообще представьте. После пресс-конференции один из присутствующих журналистов поедет к себе домой и обнаружит, что его жилище снесено. К сожалению, такая ситуация по всей в России – ни в чем нельзя быть уверенным. Есть гарантии, что дома и памятники не будут снесены? Никто сегодня такой гарантии не дает», – ошарашил собравшихся журналистов господин Губкин.
После этого ему задали вопрос о том, сколько, по данным министерства, которое должно следить за состоянием дел в сфере культуры и архитектуры, за последнее время было всего снесено в городе памятников. Своим ответом чиновник еще больше удивил журналистов. «Вы не по адресу обратились. С этим вопросом нужно в УВД обращаться. Мы занимаемся охраной памятников, но не ведем расследований. Если хотите узнать, сколько у нас осталось памятников – почитайте книгу, которую мы недавно издали тиражом 7 тысяч экземпляров. В ней перечень утраченных в городе памятников. 2 тысячи экземпляров находятся в свободной продаже», – сообщил господин Губкин. Между тем, более информированным в этом вопросе оказался представитель управления Росохранкультуры. Исачкин сообщил, что за последнее время город потерял десятки памятников. «Было снесено 33 памятника», – уточнил Андрей Гавриловский.
Следует отметить, что участники были единодушны во мнении, что российское законодательство не может защитить памятники от уничтожения. Более того, сегодня нет никаких стимулов для того, чтобы предприниматели брали на себя ответственность за сохранность памятника. Господин Гавриловский отметил, что в Европе арендующим или покупающим подобные здания помогает государство. В частности, людей освобождают от налогов, выделяют определенные субсидии на содержание памятников. В России, наоборот, пользователи таких зданий должны на свои деньги восстанавливать и содержать культурные объекты.
В завершении пресс-конференции один выход из сложившейся сегодня в Екатеринбурге ситуации с бесконтрольным сносом памятников все-таки был найден. Участники встречи высказались за максимальное ужесточение наказания виновникам незаконных сносов сооружений, которые представляют историческую или архитектурную ценность. Инициатора и всех непосредственных участников подобных действий Губкин предложил привлекать к уголовной ответственности не на 2 года лишения свободы, а как минимум на пять с конфискацией имущества. Работы по восстановлению памятника также необходимо возложить на виновных. «А лучше расстрелять такого у памятника», – с усмешкой предложил Гавриловский.
Более подробно эти и другие вопросы представители надзорных ведомств намерены обсудить на 8-ом Всероссийском съезде органов охраны памятников истории и культуры, который пройдет в Екатеринбурге с 14 по 18 сентября этого года.
Екатеринбург, Игнат Святки
Екатеринбург. Другие новости 13.05.09
Свердловская Облдума корректирует график своей работы: депутатов подвели праздники. / «Последние звонки» в уральских школах пройдут 22 мая. / В Екатеринбурге стартовала посевная кампания, которой мешали холода. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2009, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».