AMP18+

Екатеринбург

/

В Свердловской области вновь дорожает автомобильный бензин

В Свердловской области вновь начал дорожать автомобильный бензин. По словам руководителя регионального УФАС Татьяны Колотовой, рост отмечен в последние две недели и обусловлен повышением закупочных цен на бензин и дизельное топливо.

«С 1 июня мы отметили рост цен на бензин – он составляет от 2 до 4 % по отношению к тем ценам, которые держались с конца января 2009 года. Если посмотреть тенденцию, то сейчас цены на все виды бензинов и дизельное топливо ниже, чем были в начале года», – сообщила руководитель ведомства. По данным УФАС, стоимость бензина «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» марки АИ-92 в Екатеринбурге составляет сегодня 19 рублей 30 копеек, АИ-95 – 21 рубль 30 копеек, а литр дизтоплива обходится покупателям в 18 рублей 30 копеек. Аналогичные продукты компании «Газмпронефть-Урал» стоят несколько дешевле – АИ-92 – 18 рублей 73 копейки, АИ-95 – 20 рублей 23 копейки, а дизтопливо – 18 рублей 06 копеек.

«Участники местного рынка объясняют рост цен тем, что увеличилась закупочная стоимость, и это действительно так. Наш еженедельный мониторинг показывает, что закупочные цены на бензин в последнюю неделю возросли, и составили достаточно высокие величины, но все-таки не достигли уровня конца 2008-начала 2009 года», – добавила Татьяна Колотова.

При этом руководитель свердловского УФАС напомнила, что в феврале этого года ФАС России начала делопроизводство по признакам установления монопольно-высоких оптовых цен на бензин в отношении четырех производителей рынка. «Российский рынок высококонцентрированный, на нем работают четыре компании, которые признаны коллективно доминирующими – ОАО «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Газпромнефть» и ТНК-BP. А на рынке Свердловской области представлены «дочки» двух из них – «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» и «Газмпронефть-Урал» (слившиеся Свердловскнефтепродукт» и «Екатеринбургнефтепродукт», прим. НР). Бензин ТНК-BP также присутствует, но они уверяют нас, что в розницу не торгуют», – пояснила г-жа Колотова.

Таким образом, говорит она, дальнейшая ситуация с ценами на бензин будет зависеть от исхода дела, возбужденного ФАС России в отношении производителей: «Если оптовые цены, по которым закупаются «дочки», а после «накрутки» своих затрат предлагают в розницу, признают монопольно высокими, снизится стоимость бензина по всей цепочке. Кроме того, мы возбудили дело в отношении «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» и «Газмпронефть-Урал» по признакам нарушения закона о защите конкуренции и установления монопольно высоких цен за ноябрь-декабрь 2008 года – тогда закупочные цены были достаточно низкими, а розничные держались».

Расследование по этим делам пока не закончено, говорят в свердловском УФАС – занимаемая этими компаниями доля рынка периодически меняется и постоянно приходится получать оперативные данные. «Кроме того, пока не ясно можно ли считать монопольно высокой стоимость, которая держалась в течение двух месяцев. Достаточно ли этого для оценки», – пояснила Татьяна Колотова. Впрочем, уже сейчас в УФАС говорят, что в Свердловской области самые низкие цены на бензин среди других субъектов УрФО и это притом, что Челябинская и Тюменская области, как и Средний Урал не обладают нефтеперерабатывающими производствами. Еще ниже цены на бензин в Татарии и Башкирии – там много НПЗ и нет транспортных издержек.

При этом она считает, что у российских антимопольщиков появилось существенно больше возможностей для административного влияния на рынок нефтепродуктов, чем это было раньше: «Так, раньше не существовало термина «коллективное доминирование на рынке» и было сложно применить его в отношении местных «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукта» и «Газмпронефть-Урала», которые по отдельности занимают до 30 % рынка, а вместе – более 50 %. Также до мая 2007 года не существовало оборотных штрафов, ФАС могла лишь выдать предписание об устранении нарушений, тогда как теперь на нарушителей налагаются внушительные штрафы».

Екатеринбург, Александр Родионов

© 2009, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Россия, Транспорт, Экономика,