Производители «паленки» готовятся считать сверхприбыли: после повышения пивных акцизов ее начнут гнать повсеместно
В российских регионах продолжается горячее обсуждение планов федерального Минфина о трехуровневом повышении пивных акцизов. Очередная встреча экспертов накануне прошла в Екатеринбурге – участие в ней приняли депутаты региональных Заксобраний, представители пивоваренной отрасли, независимые экономисты. Все они сошлись во мнении, что сиюминутное стремление чиновников увеличить бюджетные доходы за счет пива, в реальности закончится его подорожанием, снижением объемов производства, падением транспортных перевозок по всей стране и очередной волной увольнений. Впрочем, в развернувшейся в России «антипивной» кампании все-таки будут победители: производители «паленой» водки уже готовятся считать сверхприбыли – после резкого подорожания пива у них появятся десятки тысяч новых покупателей.
Главный месседж, вынесенный по итогам прошедшего вчера в Екатеринбурге круглого стола «Новые акцизы и региональный рынок: Варианты, прогнозы, перспективы», был однозначен: идея Минфина пополнить бюджет страны за счет 190-процентного увеличения пивных акцизов в конечном счете обречена на провал. Не сомневаются в этом и участники законотворческого процесса: по словам депутата Заксобрания из Челябинской области Марата Ахметгалина, задумка чиновников увеличить доходы бюджета за счет резко выросших пивных акцизов сработает только на начальном этапе. «Думаю, что на начальном этапе эта мера увеличит наполняемость бюджета. Однако затем наступит снижение объемов производства в пивной отрасли, что снова приведет к потере бюджетных доходов», – заявил депутат.
Тем временем независимые экономисты делают более долгосрочные и конкретные прогнозы. По их мнению, борьба с пивом нанесет колоссальный удар по одной из самых устойчивых и прозрачных отраслей отечественной экономики. «Увеличение пивных акцизов приведет к кратковременному увеличению бюджетных сборов, но при этом будет падать прибыль пивоваренных предприятий, соответственно снизится налог на прибыль, НДС и другие налоги. В конце концов, это приведет к безработице», – считает кандидат экономических наук Константин Селянин. При этом он обратил внимание на нюанс, который остался за рамками экономических расчетов специалистов Минфина – высокий уровень технического перевооружения российских пивоваренных заводов в отличие от остальных секторов реальной экономики.
«Пивная отрасль сегодня является одной из самых прозрачных сфер отечественной экономики. Ее представители дисциплинированно платят налоги – в отличие от производителей водки, где есть обширный теневой сектор. Более того, индустрия пива сегодня одна из немногочисленных сфер российской экономики, которая провела модернизацию производства, и продукция которой продается за рубеж. И это очень хорошо. Неудивительно, что принимается решение повышать именно пивные акцизы – с них просто легче брать сборы. Однако это опасно, так как дает преимущество недисциплинированным плательщикам – производителям водки», – считает Константин Селянин.
В том, что линейная логика Минфина «увеличим акцизы в три раза – больше получим денег» не будет работать с экономической точки зрения, уверен и зампред Совета Союза Российских пивоваров Виктор Пятко: «Во-первых, не будет прежних объемов производства, а при их снижении другие налоги – НДС, налог на прибыль и социальные дают не положительный, а отрицательный эффект. Вместо наполнения бюджета будет получено его уменьшение. И еще нас волнует, что на фоне повышения пивных акцизов (на 190 %, прим. НР) водочные повышаются только на 10 %».
По словам г-на Пятко, сейчас Россия двигается в прямопротивоположном направлении от стран Скандинавии и Западной Европы, где лет тридцать назад также наблюдалась высокая доля потребления населением крепкого алкоголя. «Там был «северный» тип потребления алкоголя – до 70 % занимали крепкие напитки, и тогда правительства этих стран решили, что на протяжении ряда лет будут увеличивать налоговую нагрузку и контроль за оборотом крепкого алкоголя. В итоге структура потребления изменилась – 50-60 % стали занимать слабоалкогольные напитки, в том числе пиво. А затем это привело к увеличению продолжительности жизни», – говорит Виктор Пятко.
В свою очередь директор челябинского филиала ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» Сергей Бабинский говорит, что столь шоковое увеличение акцизов на пиво приведет к резкому дисбалансу на алкогольном рынке. «Сейчас среднее соотношение цены крепкого алкоголя к стоимости бутылки пива находится на уровне 1:4. Это если речь идет о легальной водке. Если же говорить о водке, акцизы с которой не уплачены, то соотношение падает до 1:2. Безусловно, что такая акцизная политика только подталкивает население к дешевой и некачественной водке», – считает пивовар. Поучителен и европейский опыт, на который ссылается Сергей Бабинский: «Акциз на пиво в России лишь на 15% ниже минимального уровня, принятого в Евросоюзе, в то же время акциз на спиртные напитки почти в три раза ниже минимального европейского уровня». Как передает корреспондент «Нового Региона», в ходе мероприятия было приведено также мнение президента Российского Союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина. Он полагает, что неравноценный подход чиновников к повышению водочных и пивных акцизов приведет лишь к тому, что у нас народ начнет пить паленую водку. Цена двух бутылок пива будет равна цене водки, и в некоторых супермаркетах явно эта водка будет гнаться по ночам в неучтенную смену, и ничего хорошего ни с точки зрения доходов в бюджет, ни с точки зрения здоровья нации здесь мы не увидим. Поэтому нельзя увлекаться чисто фискальными мерами, мерами по концентрации доходов, увеличению акцизов, увеличению нагрузки, в том числе на бизнес. Из кризиса так выходить будет труднее и дольше.
Ссылка по теме:
Эксперты: новая антиалкогольная кампания приведет к негативным переменам в экономике и демографии России >>>
Екатеринбург, Александр Клубов
© 2009, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».