Нужны ли России полпредства? – мнения экспертов «Нового Региона»
Ровно пять лет назад, 13 мая 2000 года, Владимир Путин подписал указ о создании семи федеральных округов и назначении в них полномочных представителей президента. Первоначально инициатива была встречена в штыки – губернаторы вступали с посланниками из Москвы в открытый конфликт, не желая делиться с ними властью и полномочиями. Со временем полпредства все же вписались в политический ландшафт России, однако до сих пор их роль воспринимается неоднозначно, а достижения ставятся под сомнение. «Новый Регион» приводит несколько точек зрения на вопрос о том, что же представляет собой этот институт и в чем смысл его деятельности сегодня.
Николай Езерский, член комитета Государственной думы по безопасности:
Поначалу, когда полпредства только были созданы, у меня было негативное к ним отношение, и они оказывали не слишком большое влияние на ситуацию. Главное, что они смогли сделать – привести региональное законодательство в соответствие с федеральным, что, впрочем, было сделано качественно и в срок. Сейчас, когда изменился порядок избрания губернаторов, полпредство имеет возможность влиять на ситуацию в регионах по настоящему. Все структуры региональной власти, в том числе и главы регионов, будут подчинены полпредствам. Это может принести большую пользу территориям – представитель президента может без проблем выйти на главу государства и любой другой орган федеральной власти. Сегодня эти связи очень важны.
Олег Матвейчев, вице-президент Института национальной стратегии:
Главное достижение полпредств – приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным. Надо хорошо помнить, что было в 90-х годах, чтобы понять важность этого шага. Национальные республики объявляли суверенитет, не только на бумаге, но и в сфере экономики. В Якутии, Башкортостане приватизация госимущества шла беспредельно даже по российским меркам. Кроме того, деятельность полпредств привела к снижению влияния губернаторов. В каждом округе это выразилось по-разному, но факт в том, что каждый представитель местной власти стал ощущать близкое присутствие власти верховной.
Впрочем, все это можно было бы сказать и год назад, то есть целый год полпреды не делали ничего. Последнее задание, которое они получили – формировать кадровый губернаторский резерв. Справляются с этой задачей плохо – никого не подобрали, идет массовое переназначение действующих глав регионов. Но резерв будет создаваться, и со следующего раунда назначений – через один, два, три года – уже будут производиться замены.
Виктор Шептий, депутат палаты представителей Законодательного собрания Свердловской области, экс-командир спецназа «Альфа» УФСБ по Свердловской области:
Я положительно отношусь к созданию полпредств. Во многом благодаря им был положен конец процессам, начавшихся с фразы Бориса Ельцина «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Многим соседям России эта независимость уже выходит боком, посмотрите хотя бы, что сейчас происходит в Узбекистане. Наше полпредство также сыграло консолидирующую роль. К примеру, объединение уральских регионов с такой богатой областью, как Тюменская, положительно отразилось на их экономике. Полпредства выполнили первую часть своей задачи – вертикаль власти выстроена. Россия – федеративное государство, но регионов такое множество, что без промежуточного звена между центральной и местной властью управлять ей сложно. Я считаю, в ближайшее время полпредствам необходимо оптимизировать штатную численность и утрясти функционал. Представительства должны проводить федеральную политику, а все хозяйственные вопросы отдать регионам, чтобы не повторялась ситуация 3-4 летней давности, когда в случае коммунальной аварии пострадавшие писали письма Латышеву, а не тем, кто по своей должности обязан заниматься ее устранением.
Вадим Дубичев, политолог, заместитель директора департамента внутренней политики администрации губернатора Свердловской области:
Нельзя сказать, что полпредства были созданы с нуля. Этот институт существовал – представитель президента работал при администрации каждого региона. Пять лет назад полномочия и штат полпредств были расширены, были созданы федеральные управленческие округа. Первая и главная задача – приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным – была выполнена в течение первых двух лет деятельности обновленного института. В последующем полпредства переключились на интеграционные процессы в регионах (в первую очередь, экономические), контроль над социальной ситуацией и правоохранительной деятельностью. В ближайшее время появится и еще одна важная задача – разграничение полномочий между федеральными и региональными властями, а также органами местного самоуправления. Сейчас идет муниципальная реформа, а совсем скоро начнется новое перераспределение полномочий между центром и субъектами федерации – планируется значительное усиление региональной исполнительной власти. Я считаю, в Уральском Федеральном округе этот процесс начнется раньше и будет более интенсивным, чем во всех остальных. Поэтому преуменьшать роль полпредств не стоит.
Константин Киселев, президент Уральской гильдии политических консультантов, ученый секретарь Института философии и права УрО РАН:
Для анализа работы полпредств я бы выделил три момента: два структурных и один содержательный. Если говорить о внешней структурности, то полпредства – это еще одно звено в системе бюрократической вертикали. Создание подобного органа говорит о том, что российские власти не доверяют губернаторам, и пытаются управлять всеми более-менее значимыми процессами из центра. То есть они в принципе неспособны работать в условиях демократического федерализма, который декларируется в Конституции РФ. В этом свете все заявления о том, что полпредства способствуют созданию гражданского общества, выглядят издевательством над гражданским обществом.
По своей внутренней структурности полпредства – это полувоенные организации. Скорее всего, они так и задумывались. Строго дозированный выход информации, фильтры на вход, непотизм в кадровых вопросах (на ключевые должности назначают «своих»). Зачастую чиновники полпредств представляют себя военной администрацией на территории, захваченной «региональным врагом».
В содержательном плане я бы выделил три аспекта. Первый – полпредства создавались как противовес губернаторам, однако за прошедшее время главы почти всех регионов научились не обращать на это ведомство никакого внимания. Полпредства сильнее всего там, где смогли опереться на часть местных элит. Так, к примеру, произошло в Екатеринбурге, где ведомство Петра Латышева нашло поддержку в лице мэра Аркадия Чернецкого. Там, где опоры не нашлось, полпредства не оказывают реального влияния на ситуацию. Характерные примеры – Пермская область и Башкирия. Второй аспект – лоббистского плана. Полпредства могли бы сыграть позитивную роль для регионов, если бы представляли их интересы в Москве, пробивали денежные и кадровые вопросы. Но подобный лоббизм просматривается в деятельности института очень слабо. Полпредства не осознают себя в таком качестве – сказывается «полувоенная» психология сотрудников. Наконец, третий аспект: если завтра полпредства исчезнут, 99 процентов граждан этого просто не заметят. Очевидно, что ведомство исчерпало себя в том виде, в котором существует сейчас. Если эта структура сохранится, ее нужно наполнять новым содержанием.
Екатеринбург, Иван Коновалов
© 2005, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».