AMP18+

Екатеринбург

/

Ингуши записываются в очередь, чтобы ехать жить на Урал Их ждет нелегкий труд и отсутствие жилья

Около 400 ингушских семей желают переселиться для трудоустройства в Свердловскую область. Об этом, как сообщает корреспондент «Нового Региона», сообщил «Кавказскому узлу» исполняющий обязанности министра экономики Ингушетии Адам Мальсагов.

Напомним, что между весной 2009 года устная договоренность о размещении жителей Ингушетии была достигнута между президентом республики Юнус-Беком Евкуровым и свердловским губернатором Эдуардом Росселем. Тогда Россель заявил, что готов предоставить ингушам жилье и работу, а те, в свою очередь, могут заняться сельским хозяйством.

Первоначальным этапом подготовки переселения ингушей на Урал занимается министерство экономики республики. «Мы всех желающих заносим в список, где фиксируем состав семьи, опыт работы, уровень образования», – сообщил Адам Мальсагов. По его словам, ингушские семьи будут размещаться в населенных пунктах сельского типа Артинского и Шалинского районов Свердловской области. Каждой семье будет выделена в качестве поддержки денежная сумма – 58 800 рублей.

Определенных сроков для переселения ингушских семей не существует. «Президент Юнус-Бек Евкуров ориентируется на весну, ведь зимой туда никто работать не поедет», – отметил Адам Мальсагов.

В свою очередь ингушский правозащитник, эксперт аппарата Уполномоченного по правам человека в России Магомед Муцольгов, который ездил в конце ноября-начале декабря 2009 года в составе республиканской делегации в Свердловскую область, считает, что на Урал не следует ехать за легким заработком.

«Там много заброшенного жилья и фермерских хозяйств, а также больше 100 тысяч гектаров пригодных для сельского хозяйства земель, 60-65 % из которых пустует. Туда следует ехать тому, кто серьезно намерен работать фермером, у кого есть свои средства для поднятия своего хозяйства. Тех денег, которые обещает государство, на это недостаточно», – сообщил Муцольгов.

Кроме того, по его словам, «одинокому человеку тоже не следует ехать, только семьей, и желательно большой, или несколькими семьями, чтобы создать что-то типа коллектива». Муцольгов отмечает, что сам бы не поехал на Урал, так как никогда не занимался сельским хозяйством.

В селах Артинского района, в которых побывал правозащитник, имеется водоснабжение и электроснабжение, но нет газопровода, так что приготовление пищи и отопление жилища идет с помощью угля или дров. «Там были обычные деревянные дома, 20-25% из них пустующие, подлежащие ремонту. Например, пустовал 16-квартирный деревянный барак. Молодежь из этих сел в основном уехала в Екатеринбург», – сказал Муцольгов.

Жительница Ингушетии Марет Осканова, дважды совершившая ознакомительную поездку в Свердловскую область, считает, что на Урал можно поехать на срок в 3-4 года. Осканова – мать пятерых детей, вынужденная переселенка из Чечни, которую покинула в 1999 году. Муж Марет погиб в ходе военного конфликта.

«Пыталась в прошлом году взять кредит в местных банках для ремонта дома матери, но мне не дали. С 1999 года живу на съемной квартире, не имея собственного жилья. Поэтому хочу поехать в Свердловскую область, думаю, там можно что-то сделать. Чтобы оставаться в Ингушетии, мне нужна хорошая зарплата, но ее не найти. Так, совсем недавно в администрации президента Ингушетии, где меня знают по поездкам на Урал, предложили работу секретаря с зарплатой в 3-4 тысячи рублей, но разве это деньги», – рассказала Марет Осканова.

Жительница Сунженского района Ингушетии Зарема Цороева выступает против переселения жителей республики на Урал. По ее мнению, у ингушей «есть своя земля, и необязательно ехать в Свердловскую область, чтобы чистить заброшенные свинарники».

«Федеральному центру нужно не нас переселять от безработицы, а создавать дополнительные рабочие места в республике. Да, ингуши ездят постоянно на заработки в другие регионы России, но это в основном сезонно, и речь не идет о восстановлении сельского хозяйства населенных пунктов, которым не желает заниматься местное население. Создается впечатление, что речь идет о миграции рабочей силы», – сказала Зарема корреспонденту «Кавказского узла».

Между тем, программа переселения вызывает критику не только в Ингушетии, но и за ее пределами.

Так, ранее председатель ингушской диаспоры в Екатеринбурге Абдул-Муталип Богатырев критично отозвался об этой инициативе. По его словам, ингушские семьи не представляют, куда едут.

«Брошенные дома, про которые им говорят, это же не те жилища, которые строят у нас в республике. Остались одни развалины, малюсенькие покосившиеся черные обломки русских изб. Потолки провалены, печи разобраны, электричества нет, воды нет, нет даже колодца во дворе, даже туалета! В общем, легче построить новое жилье, чем ремонтировать бывшее», – заявлял Богатырев.

© 2010, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Россия,