Культурной сенсацией стал в столице небольшой город Ирбит в Свердловской области. На днях в Москве в галерее искусств Зураба Церетели открылась выставка «От Дюрера до Гойи. Три века европейской гравюры». Поразил и удивил москвичей даже не состав экспозиции – 180 листов знакомят с печатным искусством Германии, Италии, Нидерландов, Франции, Англии и Испании XVI-XVIII веков. А то, что происходит она из фондов государственного музея изобразительных искусств, существующего с первой половины 1970-х в небольшом городе Ирбит. О наличии такого города на карте отечества знает не всякий житель современной России, сообщают федеральные СМИ. Шедевры из Ирбита стали открытием для многих культурологов.
Примечательна история создания ирбитской коллекции. Началось все с выставочного зала без собственных фондов. Еще в 1970-е Валерий Карпов, назначенный тогда на должность директора местного выставочного зала, решил сосредоточиться на коллекционировании западноевропейской гравюры и создал единственный в России сугубо графический музей, в фондах которого имеются произведения мастеров с именами мирового масштаба. Дюрер, Рембрандт, Тинторетто, Тьеполо, Пиранези. За тридцать лет усилиями Карпова и его соратников было создано внушительное собрание – больше 9 тыс. единиц хранения.
Как рассказал Карпов, поначалу ирбитскому музею помогли «старшие собратья» – Эрмитаж, ГМИИ им. А. С. Пушкина и другие. Однажды жителям Ирбита разрешили покопаться в шкафу, который был предназначен для вывоза в Загорский архив – склад всякой рухляди, в том числе трофейной. В итоге из этого шкафа уральский энтузиаст вытащил 520 листов графики. Правда, их потом пришлось реставрировать. Московский центр реставрации имени Грабаря был обеспечен работой на двадцать пять лет. Но теперь на выставке Карпов с гордостью показывает работу Аннибале Карраччи, некогда разрезанную на вертикальные полоски, – из того самого шкафа.
Как удалось собрать такую коллекцию, оперируя средствами из госбюджета, все равно не до конца понятно, пишут столичные СМИ. По признанию Карпова, вещи покупались у частных коллекционеров Москвы и Петербурга. В некоторых случаях везло. Маленький офорт Жака Калло был куплен в питерской антикварной лавке, в двух шагах от Эрмитажа, за 5 рублей. Лист Рембрандта – за 100 рублей. А серию офортов Ван Дейка Эрмитаж отказался покупать, потому что такой уже обладал. Карпов не отказался. И за 300 рублей стал обладателем тридцати листов, каждый из которых теперь стоит 7-8 тыс. долларов. Офорты были в плохом состоянии, но зато напечатаны при жизни автора.
Как бы то ни было, Ирбитский ГМИИ сегодня является единственным в России специализированным общедоступным музеем графики. Его коллекция охватывает период от эпохи Возрождения до наших дней, все европейские национальные школы, включая русскую и советскую, а также раздел современного искусства Урала.
Екатеринбург, Татьяна Борисова
Екатеринбург. Другие новости 03.06.05
Свердловчанка приговорена к 25 тысячам штрафа за незаконно полученное пособие на ребенка. / Лучше всего живут на Руси «единороссы». / Станция «Скорой помощи» в Первоуральске работает в аварийном режиме. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2005, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».