Кому нужно «собирание земель уральских»? – Эксперты о проекте «Большой Екатеринбург» Часть I
Екатеринбургская мэрия активизирует работу по реализации проекта «Большой Екатеринбург». Городские политтехнологи тестируют идею поглощения соседних муниципий, как среди жителей уральской столицы, так и в городах-спутниках Екатеринбурга.
О перспективах реализации проекта «БЕ», о том, что смогут получить обычные люди от расширения границ Екатеринбурга, о «Граблях для Мишарина» и «Парадоксе Чернецкого», о «бидонвилях» и и маятниковых миграциях в спецпроекте «Нового Региона» рассказывает председатель Уральской гильдии политконсультантов Константин Киселев.
Большой Екатеринбург: проблема
Итак, в чем собственно состоит суть проблемы. Сформулировать ее можно следующим образом: существует ли целесообразность сопровождать объективную тенденцию к расширению Екатеринбурга административными слияниями?
Реальный Екатеринбург уже давно перестал быть просто городом, но стал центром одноименной моноцентрической агломерации, границы которой по правилам определяются по конечным пунктам маятниковых миграций. Наличие и количественные показатели маятниковых миграций можно обнаружить, элементарно замеряя транспортные потоки на соответствующих автомобильных трассах и железнодорожных магистралях. В агломерацию, таким образом, помимо Екатеринбурга входят не только рядом лежащие Березовский, Верхняя Пышма и Арамиль, но и Реж, Первоуральск, Ревда, Дегтярск, Сысерть, Заречный и многие иные населенные пункты. Причем миграции из относительно отдаленных Ревды или Режа могут оказаться сопоставимыми с миграциями из «близких» В.Пышмы или Березовского.
Представим себе, что зона тяготения к Екатеринбургу, как к ядру агломерации, превратится в зону административного и иного влияния, а периферия агломерации юридически станет частью самой уральской столицы. Улучшится ли в этом случае ситуация и в самом Екатеринбурге, и в его «окрестностях»? Кто выиграет, а кто пострадает? Наконец, кому выгодно административное слияние?
Стратегия Екатеринбурга
Очевидно, что Екатеринбург сегодня сам едва справляется со своими проблемами. Не до Березовского и прочих «верхних сысертей» и «нижних серег». Более того, сам столичный город сегодня не есть единое целое, но состоит из самых разнообразных сегментов, коммуникации между которыми часто нарушены или имеют негативный характер. Например, ряд микрорайонов на глазах превращаются в трущобы. И такие «бидонвили» в коммуникациях с микрорайонами успешными начинают доминировать, ибо герметизация перспективных территорий сегодня в Екатеринбурге невозможна в силу нарушения при высокоэтажной застройке принципов социального районирования. Влияние екатеринбургских «бидонвилей» можно наблюдать, например, на общегородских праздниках, когда Сортировка, Уралмаш и далее по списку оказываются в центре города, на Плотинке. Проще говоря, сегодня нет единого Екатеринбурга. Мы все живем в куче разных маленьких и побольше «Екатеринбургов», обладающих абсолютно разными характеристиками. Есть микрорайоны, где все относительно хорошо, а есть гетто, в которых концентрируются так называемые визуальные меньшинства (китайцы, таджики и т.д.).
Это только одна проблема, а их огромное количество. Опуская перечни и цифры, можно сделать принципиальный вывод – стратегическая задача Екатеринбурга сегодня – повышение качества городской инфраструктуры (транспортной, образовательной, банковской, трубопроводной и т.д.) и, как следствие, качества жизни. Не будет этого, Екатеринбург превратится в один из пары десятков провинциальных городов. Даже в том случае, если к нему присоединить всю Свердловскую область.
Присоединение к Екатеринбургу соседних населенных пунктов в этом отношении с большей вероятностью приведет к замедлению в развитии внутренней инфраструктуры, чем к интенсивному наращиванию ее качества. Для иллюстрации один гипотетический пример. Расширение старой или строительство новой дороги Екатеринбург – Березовский – дело полезное во всех отношениях, включая простое освоение средств. Но количество денег – всегда конечная величина, а потому без дополнительных вливаний могут оказаться городские развязки. И здесь уже придется выбирать: пробки для «маятниковых мигрантов» на межгородской трассе или те же пробки для коренных екатеринбуржцев и этих же самых «маятниковых мигрантов», но уже на городских развязках. Кстати заметим, что не случайно именно березовчане инспирировали подписание открытого письма губернатору о строительстве/модернизации дороги Екатеринбург-Березовский. И «уши», и сам смысл дорожной стройки, и PR-идея видны и в очках, и без очков.
Субурбанизация
Когда говорят о Большом Екатеринбурге, то подразумевают, что именно Екатеринбург сегодня является локомотивом развития агломерации. Но так ли все однозначно?
Сегодня не то чтобы начинается, но уже вовсю идет процесс субурбанизации, т.е. развитие городов-спутников и пригородной зоны Екатеринбурга темпами, опережающими рост самого Екатеринбурга. Естественно, что этот процесс сопровождается ростом финансовых потоков и их перераспределением. Попытка подчинить указанную тенденцию единому административному контролю приведет только к тому, что усилится монополизм, темпы роста пригородной зоны естественным образом уменьшатся, а коррупционная составляющая кратно возрастет.
Кстати заметим, что расширение самого города возможно и без изменения административных границ. Примеров огромное количество. Самый наглядный – Вашингтон, располагающийся не только на территории федерального округа Колумбия, но и в соседних штатах. И никто никого ни с кем не объединяет.
Оппоненты
Оппонентов у Большого Екатеринбурга много. Не все они себя проявили. Дискуссия в «маленьком» Екатеринбурге пока идет односторонне и вяло. Скромно себя ведут власти и жители Среднеуральска, В.Пышмы и Арамили. Активнее ситуация в Березовском, где и мэрия, и жители высказывают серьезный скепсис в отношении к объединению. Представляется, что эта полутишина только до поры. Протест может полыхнуть в любой момент.
Дело не только в упомянутом эффекте субурбанизации, но и абсолютно понятных и измеряемых процессах становления местной, локальной идентичности. Совсем недавно в 1995 г. с огромным перевесом (примерно 80 %!) в пользу отделения от Сысертского района состоялся референдум в Арамили. Ровно такую же длительность имеет и история с отделением от Верхней Пышмы Среднеуральска.
За пятнадцать лет процессы локальной идентификации только усиливались. Благодаря грамотным действиям Брозовского (мэр Березовского – Вячеслав Брозовский – прим. НР) процессы местной идентификации в том же Березовском шли ускоренными темпами. Достаточно вспомнить хотя бы программу «Березовский – Terra Libera», весьма популярную в городе. Оценка этих процессов может быть только позитивной и с точки зрения гражданского общества, и точки зрения управляемости территории, и с точки зрения проблемы привлечения внутренних и внешних инвестиций и т.д., и т.п. И если после этого силой или сверху объединять муниципии, то скандалов и протестных акций просто не избежать. В упомянутом Березовском Интернет-голосование привело к показательному результату – более 2/3 голосовавших высказались против присоединения.
Кроме того, нужно иметь в виду, что в большинстве случаев местные элиты реально готовы бороться за свою независимость, возглавляя и стимулируя гражданскую активность.
Обратная ситуация с общественным мнением в Екатеринбурге, которое пока себе не проявляет, но активно убеждается властями в полезности объединения и большого Екатеринбурга. При этом выгоды горожан, как минимум, не бесспорны, а оппоненты объединения свои аргументы еще не высказывали.
Ссылки по теме:
«А мужики-то не знают»: мэрия Екатеринбурга решила обойтись без согласований проекта «Большой Екатеринбург» со своими соседями >>>
Екатеринбург, Святослав Булгарин
© 2010, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».