AMP18+

Екатеринбург

/

Владелец УГМК Искандер Махмудов хочет стать медиамагнатом

Искандер Махмудов, российский бизнесмен, владелец Уральской горно-металлургической компании, решил заняться новым бизнесом. У своего давнего знакомого Сергея Родионова он купил долю в одноименном издательском доме, который владеет журналом «Профиль» и готовит к выпуску еженедельник «BusinessWeek». И для рынка, и для партнеров ИД Родионова сделка стала полной неожиданностью, сообщает газета «Ведомости».

Издательский дом Родионова основан Сергеем Родионовым в 1996 году. Он является издателем журналов, владеет торговыми марками «Профиль» и проч. Сейчас ИД издает журналы «Профиль», «Карьера», «MoulinRouge/Max», «L’Optimum» и «Домовой». С осени ИДР начнет издавать американское издание BusinessWeek. Возглавляет ИДР Алексей Волин, в прошлом – заместитель руководителя аппарата российского правительства. По оценкам участников рынка, рекламные доходы ИДР в 2004 году составили около $14 млн, прибыль – $3 млн.

О том, что Искандер Махмудов стал инвестором Издательского дома Родионова, «Ведомостям» рассказал Андрей Бокарев, один из партнеров бизнесмена и председатель совета директоров «Кузбассразрезугля» (контролируется Махмудовым). Сам Сергей Родинов, до этого владевший 100 процентами долей ООО «ИД Родионова», подтвердил сделку «Ведомостям». По его словам, 50 процентов долей издательского дома Махмудов и Бокарев купили на двоих, по 25 процентов каждому. Сумму сделки Бокарев не раскрыл, но назвал справедливой оценку стоимости всей компании в $25 млн, данную экспертами. «У нас не было проектов с Родионовым раньше, но я с ним дружу больше 10 лет, очень хорошо его знаю, поэтому мы решили войти в этот проект», – объяснил бизнесмен.

Махмудова трудно заподозрить в симпатиях к медийному бизнесу. Военный переводчик с арабского языка по образованию, 41-летний магнат начинал строить бизнес вместе с Михаилом Черным, теперь проживающим в Израиле. Предприниматель не появляется на публике, не любит фотографироваться и общаться с журналистами. Одно из двух интервью в своей жизни он дал журналу «Профиль». Главные источники доходов Махмудова – Уральская горно-металлургическая компанию (второй по величине производитель меди в стране) и «Кузбассразрезуголь». Журнал Forbes оценил состояние магната в $2,2 млрд (18-е место).

Но в последние годы Махмудов заинтересовался непрофильными проектами. В 2004 г. предприниматель выкупил у столичного ресторатора Михаила Зельмана половину компании «Априком», владеющей несколькими ресторанами в Москве. Тогда же, похоже, бизнесмен увлекся и прессой: по словам Родионова, сделка состоялась в сентябре 2004 г. Это увлечение – всерьез и надолго, утверждает Бокарев. «Мы не вмешиваемся в редакционную политику, но работаем над тем, чтобы повысить прибыльность ИД, будем участвовать в его развитии, делать новые покупки», – сказал Бокарев. А Родионов рассказывает, что благодаря новым партнерам ИД достроил типографию, завершает сделку по покупке журнала «Компания» (факт переговоров «Ведомостям» подтвердил источник в руководстве журнала), а остаток планирует потратить на запуск еженедельника BusinessWeek.

Но рынок и даже партнеры ИД Родионова об участии в его проектах Махмудова не знали. Это оказалось новостью для главного редактора русского Newsweek Леонида Парфенова и гендиректора «Проф-Медиа» Рафаэля Акопова. Представитель BusinessWeek в Нью-Йорке тоже удивился известию о смене собственника в ИД Родионова и сказал, что этого не знал. Он подтвердил, что выпуск русскоязычной версии BusinessWeek тиражом 40 тысяч экземпляров был намечен на сентябрь этого года.

За рубежом совмещать медийный бизнес с другим не зазорно. Французскому холдингу Lagardere, который владеет 15-типроцентной долей в аэрокосмической компании EADS, принадлежат издательский дом Hachette Filipacchi, телеканалы и интернет-ресурсы. Медиабизнес приносит Lagardere около $10 млрд. в год – более 60 процентов дохода. У одной из трех крупнейших корпораций мира General Electric тоже в собственности есть средства массовой информации – конгломерат NBC. BusinessWeek принадлежит корпорации Mc-Graw Hill Companies, владеющей также агентством Standard & Poor's. В России в медиабизнесе немало непрофильных инвесторов. В империю Владимира Потанина входит холдинг «Проф-Медиа», объединяющий газеты и радиостанции с выручкой более $140 млн. Борис Березовский владеет издательским домом «Коммерсантъ», а владельцу НЛМК Владимиру Лисину принадлежит газета «Газета». У «Газпрома» есть целый медианый холдинг «Газпром-Медиа», куда входит телекомпания НТВ, а с недавних пор и газета «Известия».

«Раньше русские олигархи покупали медиа, чтобы иметь политический инструмент, а зачем сейчас?» – недоумевает Дерк Сауэр, основатель издательского дома Independent Media. Возможно, Махмудов решил обзавестись медиаактивом по просьбе Кремля, рассуждает топ-менеджер одного из медиахолдингов в стране. Он напоминает, что Махмудов не интересовался политикой и прессой вообще и не видит других резонов для сделки. Но Бокарев отрицает такую трактовку: по его словам, медиа для него и Махмудова – это только бизнес.

Екатеринбург, Елена Васильева

© 2005, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Россия, Экономика,