Уральские ихтиологи серьезно озабочены отсутствием в программе проекта «Урал промышленный – Урал полярный» статей расходов на мероприятия по мониторингу и минимизации ущерба от строительства железных дорог и других объектов. Специалисты заявляют, что реализация намеченной программы в таком виде приведет к полному уничтожению на севере Урала ценных промысловых лососевых рыб.
Как сообщил сегодня «Новому Региону заместитель руководителя Института экологии растений и животных УрО РАН Владимир Богданов, речь идет о семействе сиговых, представленных такими рыбами, как: пелядь, рипус, нельма, сырок, муксун и других. Они населяют реку Обь и Обскую губу, а на зимовку поднимаются по притокам вверх – на северный Урал, где создают нерестилища.
Например, уже долгое время сиговые рыбы размножаются на уральских реках Сосьва и Лозьва.
«Между тем, ежегодно запасы сиговых в реке Обь и ее притоках уменьшаются. Численность популяции ценных рыб (муксуна и пеляди) за 30 лет снизилось примерно в четыре-пять раз. И главная причина этому – строительство новых железных дорог и как следствие – основание новых месторождений, разработка карьеров, возведение предприятий. С приходом человека неизбежен перелов рыбы и ее вывоз», – подметил ученый.
По его словам, это наглядно показало основание заполярного вахтового поселка Ямбург в Надымском районе Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, где теперь добывают газ, а также освоение производства на Печоре (под Ухтой в республике Коми ведется нефтепереработка). «Кроме того, когда железная дорога пришла на Обскую губу (самый крупный залив Карского моря), в течение десяти лет в реке Обь закончился осетр как класс. И все это напрямую связано с приходом дорог на север», – добавил Богданов.
В связи с этим ихтиологов тревожат планы корпорации «Урал Промышленный – Урал Полярный» по строительству железных дорог и других объектов в Свердловской области, куда приходят на зимовку и нерест ценные виды сиговых. Сейчас, пояснил собеседник информагентства, ведется строительство железнодорожной ветки Салехард – Надым, которую планируют закончить до 2014 года. После этого, начиная с 2015-го года, все силы будут брошены на уральский участок. Предполагается, что железная дорога пойдет из Ивделя, а если быть конкретнее – от станции Полуночное (здесь располагается марганцевый рудник) Свердловской области до станции Обская (Лабытнанги, ЯНАО).
«Влияние строительства на речную фауну будет неизбежно и только отрицательное. Дело в том, что железная дорога в уральской части, по всей видимости, будет пересекать или проходить вдоль всех нерестилищ сиговых рыб на северном Урале. Потом начнется специфическое влияние на рыбу – когда начнут разрабатывать карьеры, строить заводы по переработке сырья, – отметил специалист. – Перспектива не радужная. Нужно еще учитывать то, что появление огромного количества людей на девственной территории, куда приходит большая рыба, приведет к разгулу браконьерства. Поэтому будет перелов и вывоз рыбы».
Избежать полного уничтожения ценных видов сиговых рыб на Урале, считают ихтиологи, можно при условии взаимного сотрудничества с руководством корпорации «Урал промышленный – Урал полярный». Однако, посетовал Богданов, УП-УП не желает идти на контакт с учеными. При этом у строителей нет в проектной документации статей расходов на расчет ущерба природе и его минимизации. «Также не предусмотрены средства на компенсацию ущерба и рекультивацию. А эти вещи должны быть обязательными. Нужно, чтобы корпорация работала со специализированными ихтиологическими организациями. Но получается, что проект УП-УП неизбежно ориентирован на загрязнение и уничтожение окружающей среды», – заключил Богданов.
Екатеринбург, Игнат Бакин
Екатеринбург. Другие новости 23.06.10
Девушка, которую облили серной кислотой в Екатеринбурге, добилась повторного возбуждения уголовного дела. / В Екатеринбурге на железнодорожном вокзале найден трехлетний Ваня. Его родители до сих пор не объявились. / Средний Урал ожидает глобальная распродажа: из 97 ГУПов останется всего 24. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2010, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».