AMP18+

Екатеринбург

/

«Школы юных»: маленькие уральцы все еще хотят стать железнодорожниками, летчиками и биологами

На Среднем Урале вырастет число профессиональных заведений для школьников – через десять лет в регионе хотят создать почти полторы сотни различных клубов. Проблему составляют не столько деньги, сколько дефицит идей о том, какие профессиональные навыки они станут прививать уральской детворе. Ведь в привычные по советским временам кружки «кройки и шитья» современные ребята уже не пойдут, указывают в региональном Минфизкультуры и спорта. Тем не менее, уральские школьники и сейчас уже могут определиться со своей будущей профессией – например, стать летчиками, железнодорожниками или биологами.

В советские времена проблема занятости детей вне школы решалась довольно просто – при школах и районных дворцах пионеров существовала масса бесплатных кружков – хочешь клеить и запускать планеры, иди и клей – только не ленись. При рыночной экономике все стало сложней – дворцы пионеров и кружки позакрывали, а их более-менее ценное имущество растащили. А то, что удалось сохранить, в большинстве случаев стало платным, далеко не всегда увлекательным и толковым. Впрочем, власти не отказываются так или иначе решать проблему нехватки профессиональных заведений для школьников – по словам министра физической культуры, спорта и туризма Свердловской области Леонида Рапопорта, в течение предстоящих десяти лет в областных городах планируется открыть 147 различных клубов. Что это будут за заведения, и чему они будут учить ребят, сейчас решают муниципальные власти, отмечает Рапопорт. При этом проблем масса – от будущей учебной и материальной базы – нельзя допустить, чтобы клубы были «сирыми и убогими», до собственно понимания, чему там будут учить и сколько платить персоналу. «Не думаю, что кройка и шитье это то, что нужно современным детям», – указывает на этот счет министр. Естественно, приходится думать и об охвате – дают о себе знать демографические ямы. Открывать планируют из расчета одно заведение на 2 тыс. человек с нацелом на удаленные от Екатеринбурга муниципалитеты.

Что касается уральской столицы, то в действительности ситуация здесь и сейчас обстоит не так плохо, как могло бы показаться. При желании родители и дети в том же Екатеринбурге могут найти для своего ребенка занятие по душе. К тому же, не стоит забывать, что посещение станции юннатов или школы юных летчиков вовсе не обязывает ребенка связывать свою жизнь с грызунами или самолетами, отмечает корреспондент «Нового Региона». Но здесь можно получить первичные навыки специальностей, или просто с толком проводить досуг. А в некоторых «школах юных» детям выдают характеристики и свидетельства, которые, возможно, помогут при поступлении в специализированный вуз.

Юные железнодорожники

Достаточно неплохо обстоят сегодня дела у отпраздновавшей в июле свое пятидесятилетие Малой Свердловской железной дороги им. Николая Островского. Обыватели больше знают ее как «детскую железную дорогу», что в парке Маяковского. Кто бы мог поверить, что до сих пор ежегодно она выпускает порядка 700 детей. За свой счет детскую дорогу содержит «взрослая» – СвЖД, поэтому главной задачей МСвЖД является подготовка будущих кадров для магистрали. Тут можно научиться премудростям работы машиниста, проводника (обслуживание пассажиров будет самым что ни на есть настоящим). По словам замначальника дороги Ирины Лукьяновой, посещение школы бесплатное, дорогу обслуживает пять смен школьников из всех районов Екатеринбурга. Зимой ребятам преподают теорию, а летом они работают на дороге. По словам Лукьяновой, за время своего существования школа выпустила 44 тыс. детей, из которых 3,5 тыс. являются сейчас работниками СвЖД, в том числе и руководящими.

Юные биологи

Проще всего, пожалуй, в Екатеринбурге познакомить своего ребенка с флорой и фауной. Сделать это можно либо в кружке юного биолога при городском зоопарке, либо же в специализированном отделении при муниципальном Дворце молодежи. Однако КЮБЗ может быть приоритетней оттого, что занятия проходят в непосредственной близости от самых разных животных. Как отмечают в школе, это и определяет популярность кружка у ребят – они сами общаются, наблюдают и ухаживают за животными. Есть и теоретическая подготовка – юннаты слушают и конспектируют лекции, а потом сдают самые настоящие зачеты по таким направлениям, как «Зоогеография», «Систематика млекопитающих и птиц», и «Этология». Ежегодно школу посещают порядка 700 учеников младшего возраста.

Юные летчики

Два года назад в Екатеринбурге открылась школа юных летчиков. Инициатива была проявлена в канун кризиса, и это не могло не сказаться на деятельности подростковой летной школы. По словам ее руководителя Юрия Полепишина, за время существования школы выпустились порядка 50 ребят – они прошли теоретический курс и полетали с инструкторами на самолетах Як-52. Главная проблема в том, что проект оказался дорогостоящим – обучение одного ученика обходится примерно в 10 тыс. рублей. А один час летной подготовки обходится в сумму от 7 до 15 тыс. рублей. Учебный процесс строится по аналогии с железнодорожной школой – осенью-зимой теория в классах, летом – занятия на аэродроме Логиново. Впрочем, есть у «школы юных летчиков» и кадровая проблема – профессия настолько специфическая, говорит Полепишин, что стать пилотом может далеко не каждый. Это, вкупе с нехваткой денег, ставит под вопрос успешную работу школы. А существовать за счет одного-двух состоятельных учеников уральские летчики-педагоги не хотят. «Мы не готовы учить одного пусть даже очень богатого ребенка – не все меряется деньгами, особенно в летном деле», – говорит Полепишин. Возможно поэтому, набор в нынешнем году еще даже не планировался.

Екатеринбург, Александр Родионов

© 2010, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Россия, Туризм,