Резко подорожавшее дизтопливо поднимет цены на проезд и продукты Неприятных перемен стоит ждать уже весной
ФАС России терпит фиаско в борьбе с нефтепроизводителями. Невзирая на громкие дела о ценовых сговорах, цены на бензин все равно растут. Фактически бесконтрольный рост вылился в то, что более низкое по качеству (а потому более дешевое) дизельное топливо стало дороже бензинов других марок. Пока нефтетрейдеры объясняют парадокс дефицитом и «диким состоянием рынка», перевозчики готовятся поднять цены – их автобусы работают на солярке. Уже весной проезд в общественном транспорте может подорожать до 20 рублей, а продукты первой необходимости стать еще дороже.
Основной пик подорожания бензина, если верить Росстату, выпал на последние числа января. Так, с 24 по 30 января потребительские цены на автомобильный бензин в России выросли в среднем на 0,6%. В среднем цены на бензин А-76, АИ-80 и аналогичных выросли на 1% (с 21,59 руб. до 21,83 руб. за литр), марок АИ-92, АИ-93 и аналогичных – на 0,4% (с 24,11 руб. до 24,21 руб.), марок АИ-95 и выше – на 0,4% (с 26,01 руб. до 26,12 руб.), на дизтопливо – на 0,8% (с 24,97 руб. до 25,17 руб.).
Это обстоятельство довольно ощутимо отразилось на ценниках екатеринбургских АЗС, передает корреспондент «Нового Региона». К примеру, на АЗС «УралБизнесНефть» по улице Отрадная, 129 по состоянию на вчерашний день А-76 стоил 23.30, АИ-92 – 25.30, АИ-95 – 26.80, ДТ – 26.00. В Кировграде на заправках все той же «УралБизнесНефти» цены ниже ненамного: А-76 – 22.45, АИ-92 – 23.45, АИ-95 – 25.55. И сегодня в этой компании «Новому Региону» объяснили, почему солярка стала стоить дороже бензина.
«Мы покупаем топливо у крупных компаний. Но в последние две недели они сильно повысили оптовые цены на дизельное топливо – теперь его тонна стоит 29 тыс. 100 рублей. По сути, это парадокс – более низкое по качеству топливо теперь стоит дороже бензина. Объясняется это отсутствием солярки в стране – крупные производители продают ее за границу, в частности, в Китай», – говорит один из сотрудников «УралБизнесНефти». По его словам, к закупочной цене плюсуется цена транспортировки ДТ до АЗС (порядка 20 копеек), плюс различные накладные расходы – это и привело к тому, что солярка «из колонки» АЗС внезапно стала дороже бензина АИ-95.
«Конечно, дело не только в дефиците, но и в том, что в России фактически отсутствует топливный рынок. Это отголоски политики президента Ельцина: это он выстроил «топливную вертикаль» – отдал переработку и торговлю на откуп монополистов – «от скважины до заправочного пистолета». Таким образом, у нас теперь нет ни рынка, ни конкуренции» – всем нужна только прибыль», – откровенничают в «УралБизнесНефти».
Тем временем внезапное удорожание дизтоплива уже ударило по транспортным компаниям, занимающимся организацией общественных перевозок в муниципалитетах. По словам директора по перевозкам компании «Екатеринбургское такси» Владимира Комиссарова, половину автопарка предприятия составляют автобусы и маршрутки, работающие на дизельном топливе. «В свое время мы специально приобретали такой транспорт, чтобы снизить собственные расходы и издержки», – поясняет собеседник агентства. Но теперь от былых преимуществ солярки не осталось и следа – она стала дороже АИ-95, сетует перевозчик. «Теперь мы вынуждены пересматривать свои планы по прибыли. Думаю, что в марте мы поставим перед РЭК Свердловской области вопрос об увеличении стоимости проезда до 20 рублей. Полагаем, пришло время поднимать цены», – говорит г-н Комиссаров.
Примечательно, что несколько недель назад свердловский Минсельхоз озвучил планы по переводу сельхозтранспорта на дизельное топливо (ведь еще тогда оно было дешевле бензина), отмечает корреспондент «Нового Региона». Сообщалось, в частности, что «рассматривается вопрос о выделении из областного бюджета технических субсидий на приобретение аграриями оборудования для перевода машин на другой вид топлива». Не исключено, что теперь, когда солярка стала дороже бензина, такая программа может влететь областной казне «в копеечку», а то и вовсе от нее придется отказаться. Впрочем, пока в Минсельхозе рассчитывают на весенние скидки аграриям от поставщиков топлива – их предоставление практикуется не первый год.
Не следует также думать, что от подорожания солярки пострадают лишь владельцы внедорожников с мощными двигателями или пассажиры автобусов – рост цен на дизтопливо ударит по всем без исключения жителям Свердловской области. И выразится это в очередном повышении цен на продукты питания, говорит исполнительный директор профессионального объединения предприятий торговли, питания, услуг, поставщиков и товаропроизводителей Свердловской области – НП «Альянс» Алексей Подоляко. По его словам, к концу первого квартала 2011 года цены практически на все продукты питания могут вырасти на 8-10%. «И связано это будет, в том числе, с подорожанием дизельного топлива. Арифметика здесь простая – в структуре стоимости доставки продуктов питания 70-80% составляет цена топлива. Дорожает топливо, дорожает доставка, а значит, становятся дороже продукты», – заключает эксперт.
Екатеринбург, Александр Родионов
© 2011, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».