AMP18+

Екатеринбург

/

В школы области хотят вернуть психологов – в консультациях специалистов нуждаются и дети, и учителя

Первые несколько месяцев 2011 года ознаменовались громкими историями об издевательствах детей над своими сверстниками, учителями или другими взрослыми людьми. Череда скандалов прошла и в Екатеринбурге. Вся страна узнала, как школьники глумятся над ветераном, а воспитанники хорового лицея – над учителем сольфеджио. Конечно, подобные события стали происходить не три месяца, не год и не два назад. Просто привычка школьников снимать все на камеру мобильного телефона, а затем выкладывать все либо в социальные сети, либо на YouTube делает эти факты известными общественности, даже если жертвы издевательств о них почему-то молчат.

По мнению Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области Игоря Морокова, для предотвращения конфликтных ситуаций в школах, необходимо, чтобы и с детьми, и с учителями работал психолог. «Необходимо создавать социально-педагогическую атмосферу», – говорит Мороков.

Но проблема в том, что сейчас институт школьных психологов в Екатеринбурге и области практически не функционирует. Психологи либо выведены за штат и работают в учебном заведении по 3-4 часа в неделю, получая копейки, либо вовсе в школах отсутствуют.

Как удалось выяснить «Новому Региону», более-менее благополучно с психологами дела обстоят в школах, которые считаются элитными, и имеют статус лицея или гимназии. Так, психологи есть в лицее №110, гимназии №96, а в гимназии №47 работает целая психологическая служба. «Обычные» школы позволить себе содержать психолога, как правило, не могут.

При этом, как рассказали «Новому Региону» в Управлении образования Екатеринбурга, наличие в школе психолога – это обязательный пункт федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся. Там, в частности, говорится, что в школах должны быть сотрудники, обеспечивающие проведение «оздоровительной работы с обучающимися». При этом сюда входят не только медицинские работники, учителя физкультуры, но и психологи. Но пока что большинству школ Екатеринбурга приходится только мечтать о соблюдении федеральных стандартов. А общаться с психологами выпадает счастье только одаренным детям.

Как сообщили в городском Управлении образования, проблема психологического сопровождения учебного процесса постепенно решается в рамках проекта «Наша новая школа». Но, как уже было сказано, речь пока идет только об одаренных детях. Именно для них создаются «необходимые психолого-педагогические условия для качественного удовлетворения образовательных потребностей». «Простым» детям придется пока что довольствоваться теми навыками психолога, которые их учителям привьют на различных тренингах. В 2010 году, к примеру, в Екатеринбурге был создан проект «Школа здоровья», участие в котором приняли, по данным Управления, 230 педагогов из 78 школ города.

По словам Уполномоченного по правам ребенка Игоря Морокова, его ведомство намерено вплотную заняться созданием института психологов в школе.

«Я очень люблю термин «социально-педагогическая целесообразность». Так вот, весьма целесообразно, с социально-педагогической точки зрения, развивать в школах институт психологов. Несмотря на узость темы, мы ставим это одним из направлений своей работы на ближайший год, – говорит Мороков. – В свете последней реформы образования – вот этого подушевого финансирования и прочего – школьные психологи оказались не у дел. Это, в частности, результат того, что наше образование вводят в рыночные отношения. Сегодня директор образовательного учреждения должен быть, прежде всего, эффективным менеджером. И как эффективный менеджер – понимать нужность психологов в работе над образовательным процессом. Я подчеркну – сегодня нам нужны не столько психологи по работе с детьми, сколько психологи всего процесса обучения, способные обучать учителей правилам поведения с современными школьниками. В частности, именно психологи должны возвращать в школы методики воспитания пионерии и комсомола, только без идеологической окраски».

Также Игорь Мороков добавил, что в ближайшем будущем аппарат Уполномоченного по правам ребенка намерен разослать во все школы области рекомендации вернуть в штат профессионального психолога.

Екатеринбург, Татьяна Пашкова, Елена Таскина

© 2011, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Россия,