В России отмечается День пиар-специалиста
Сегодня отмечается День пиар-специалиста, один из двух профессиональных праздников российских пиарщиков. Урал, пожалуй, по праву можно назвать одной из вотчин современного пиара – причем больше политического, чем экономического. Так, именно свердловские специалисты в области общественных связей первыми показали, что такое по-настоящему агрессивный, экспрессивный стиль ведения выборной кампании.
В день праздника журналисты РИА «Новый Регион» связались с наиболее яркими представителями так называемой уральской школы пиара и предложили поразмышлять о достижениях, заслугах, тенденциях и будущем их профессии. Все респонденты оказались на редкость единодушны – они довольны своей работой и с большим оптимизмом смотрят в будущее.
Так, Алексей Глазырин, президент Уральского отделения Российской Ассоциации по связям с общественностью, рассказал «Новому Региону», что сегодня повод отпраздновать свой профессиональный праздник есть по крайней мере у тысячи человек: «В бизнес-пиаре в Свердловской области сейчас занято именно столько людей – причем все это – профессионалы. А если учесть всех работников пресс-служб, то количество коммерческих пиарщиков точно перевалит за тысячу. До последнего момента политический и экономический пиар были примерно равнозначны, но сейчас бизнес-pr начал укреплять свои позиции. Во многом это происходит потому, что политконсалтеры уходят в тень. Количество выборов сокращается, политпиар меняется и переходит в более закрытую форму», – считает Алексей Глазырин. По его словам, в Свердловской области сложилась в своем роде уникальная ситуация – качественно и продуктивно работают все пресс-службы – и госструктур, и частных предприятий и организаций. Что касается образа коммерческого пиарщика, то этой работой на Урале занимаются в основном люди 30-40 лет, с высшим образованием, амбициозные, имеющие настрой на работу и креативный склад ума. В соотношении полов превалируют женщины.
Руководитель Уральской гильдии политических консультантов Константин Киселев, считает, что политический пиар в области все еще силен. «В других субъектах РФ, за исключением Москвы, пиарщиков значительно меньше, а где-то их нет вообще, как, например, в Кургане. При этом Уральская школа политконсалтинга имеет свою специфику. Люди, работающие в поликонсалтинге и пиаре, сами формируют реальность для себя и всех остальных. Примечательно, что даже те, кто поначалу ругал уральских пиарщиков за агрессивность методов, в конце концов, стали сами действовать подобными методами. Самым ярким воплощением сконструированной реальности стал президент Владимир Путин», – считает Константин Киселев. По его мнению, потребность в пиарщиках в современной России постоянно растет. «Тоталитарный режим требует много пропагандистов. Даже в современной России никогда не было столько идеологов, сколько их было в Советском Союзе. Совершенно очевидно, что самым главным заказчиком на пиар сейчас является власть», – заявил Киселев.
Руководитель московского представительства консалтингового агентства «Bakster group» и вице-президент Института национальной стратегии Олег Матвейчев, только что вернувшегося из рабочей поездки по Белоруссии и Украине, считает, что все самое интересное у российских пиарщиков еще впереди: «Современный пиар успел неплохо прижиться в России. И народ к этому слову уже привык, он уже знает, чем занимается пиарщик. Более того, у нас уже есть по крайней мере два поколения студентов, которые успели поработать на выборах агитаторами или социологами, посмотреть на работу выборных штабов поближе и рассказать об увиденном своим мамам-папам. То, что в современной России количество выборов постепенно сокращается – это не беда. Пиар был и в советские времена, не исчезнет он никуда и сейчас. Необходимость в грамотной пропаганде будет всегда. Среди последних пиар-проектов к наиболее удачными он относит взрывы в лондонском метро и проект «Медиаактивист»».
Генеральный директор трансрегиональной медиагруппы «NR2.RU», специалист по информационным технологиям Александр Щетинин, сейчас практически постоянно живущий и работающий на Украине и в Крыму, среди ярких пиар-проектов последнего времени назвал выборы на Украине и избрание президентом Виктора Ющенко.
Вообще, по его словам, бывшие республики ССР – настоящее непаханое поле для пиарщиков. Еще одна сфера, в которой услуги pr-специалистов в ближайшее время будут востребованы – «лоббизм». Особенно если учитывать, что в России поле для политического пиара сократилось – выборы в стране практически свернуты.
Директора консалтинговой группы «Нужные люди» Алексея Иванова «Новый Регион» застал в Подмосковье, где он работает на выборах. «Я считаю, что лучшие технологии – это технологии, которых не видно. Поэтому людям вовсе даже и не обязательно знать, кто такие пиарщики и что они делают. Важно, чтобы поставленные перед ними задачи выполнялись. Хотя за эти годы россияне привыкли к некоему образу таинственного пиарщика, про которого все говорят, но никто не видел эту демоническую личность. А мы такие же обычные люди, как и все остальные. Тем более после того, как в 2002 году профессия пиарщика была официально занесена в государственный реестр».
У пиарщиков, рекламистов и сотрудников пресс-служб есть и свой покровитель – святой Бернадин Сиенский (1380-1444гг). Своими выступлениями он собирал многотысячные аудитории по всей Италии. Историки Церкви считают его первым настоящим пиарщиком, заслужившим широкую известность своей способностью успокаивать толпы возмущенных горожан в разных городах Италии. Часто его выступления начинались под ругань и свист, а заканчивались по его предложению bacio di pace – поцелуем мира.
Москва, Елена Васильева
© 2005, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».