«Все засохло и умерло потихонечку», – свердловская элита рассуждает о новом телесезоне
1 сентября начинается новый телесезон. В преддверии этого журналисты (нетелевизионщики) начинают собирать материал о том, чем будет развлекать (информировать, радовать) зрителей тот или иной телеканал; под какие сериалы, фильмы, концерты будет коротать холодные зимние вечера обыватель.
«Новый Регион» решил нарушить хорошую традицию и опросить, так называемую целевую аудиторию – политиков, коммерсантов – на тему: «Что вы ждете от нового телевизионного сезона?». Результат оказался несколько огорчительным и заключается в одном слове: «Ничего!».
Как считают эксперты «Нового Региона», чье мнение приведено ниже, некоторое время назад в мозгах российской элиты (к ней, условно говоря, можно отнести чиновников, политиков, бизнесменов, консультантов и так далее) произошла переоценка ценностей. В результате, люди, принимающие решения, практически перестали смотреть телевизор, отдав предпочтение информации из Интернета. Телевидение перешло в разряд исключительно «досуга» и стало ориентироваться на домохозяек, детей, пенсионеров и пр., то есть начало стремительно «одомашниваться».
Руководители федеральных и региональных телеканалов по привычке еще рассуждают об информационно-аналитическом вещании, критики продолжают ругать «телевизионщиков» за плохие новости, но реально ситуация обстоит так, что на телерынке практически нет спроса на новости, а соответственно, нет и достойного предложения.
Несмотря на очевидность этого факта, желание побрюзжать и упрекнуть руководство ТВ в узости мышления, скучности и пошлости программ у многих випов вошло в привычку. Вероятно, именно поэтому они так охотно откликнулись на предложение корреспондента «Нового Региона» «обсудить новый телесезон» и внести свои виртуальные коррективы в существующие программы.
Как передает корреспондент «Нового Региона», более всего уральский политбомонд раздражает наметившаяся тенденция на гламурность ТВ. По версии опрошенных экспертов, «домохозяйкам и детям вполне хватило бы одного телеканала».
Олег Хабибуллин: «Понятно, что всем интересно развлекаться, но нельзя же жить только в «Доме-2»! Мало передач, направленных на воспитание людей, на формирование каких-то принципов». Как выяснилось, нехватку культурной информации на местных телеканалах Олег Хабибуллин восполняет просмотром федерального телеканала «Культура». В новостных программах владельцу магазинов «Купец» не хватает объективности. «Из местных каналов просматриваю новости на «4 канале» и «Студии-41», правда, все равно непростительно мало уделяю времени телевизору. Иногда порами чувствуешь «заказуху» или намеренное исключение информповода из повестки эфира», – заметил господин Хабибуллин.
За продажность покритиковал телеканалы и владелец сети магазинов «Кардинал», депутат городской думы Рафаэль Шихов: «Я могу по-разному относиться к качеству и политике местных новостей, но смотреть их мне по понятным причинам приходится. Местные каналы ангажированы, навязывают зрителям определенное мнение. Приходится самому «фильтровать». На западе, вот, система совсем другая – там если есть какая-то информация, то она подается непредвзято и объективно».
Главный городской «кардинал» также отметил, что как бизнесмену ему не хватает нормальных экономических передач, как простому смертному – хороших развлекательных: «Не припомню, чтобы в Екатеринбурге делались какие-то хорошие развлекательные передачи… Ну, разве что, «Утренний экспресс», да и от него, впрочем, я за последние годы ничего интересного, полезного не дождался. Все же остальное засохло и умерло потихонечку».
Депутат городской думы и по совместительству директор кардиоцентра Ян Габинский в интервью «Новому Региону» рассказал, что местное ТВ вообще практически не смотрит. «Нечего там смотреть, новостных программ хороших нет, вместо местных вечером смотрю федеральные телеканалы. Там стараюсь ничего не пропустить – 1 канал, НТВ, Россию, всё смотрю по порядку. А из местных мне ОТВ хватает. Очень редко включаю «Четвёрку». Вопрос об аналитических программах заставил политика задуматься. «Ну что там. «Стенд» только разве что и всё? Я ОТВ, ТАУ люблю смотреть», – заметил Ян Львович с грустью в голосе.
Как удалось выяснить «Новому Региону», ностальгическую любовь к ТАУ в политической тусовке испытывают многие. Причем, что характерно – как областные, так и городские чиновники, а также ориентированные на них коммерсанты. Большинство политиков аргументируют это тем, что агентство осталось единственной цитаделью, не поддавшейся общей тенденции «одомашнивания».
Политолог Константин Киселёв в разговоре с корреспондентом «Нового Региона» отметил, в новостях важна интересная подача, наступательность, лавры которой Киселёв отдал программам Иннокентия Шеремета. Политолог аргументировал это тем, что все остальные каналы лишь реагируют на информповоды ТАУ. Главной причиной ущербности местных каналов Константин Киселёв назвал позиционирование их как региональных. «Признать себя местным телеканалом, всё равно, что признать себя индейцем в резервации, вторым сортом. А наши СМИ только это и делают, участвуя в конкурсах типа «Тэфи-регион». Это ограничивает развитие – местный набор тем, местные проекты… Общефедеральные, региональные – разница не в этом. Главное, что есть хорошие новости и плохие. На самом деле наши телеканалы могли бы гораздо больше, даже составить конкуренцию федералам, пусть и не первого эшелона». Говоря о лидерах нынешнего местного эфира в деловых кругах, Константин Киселёв отметил всё тот же ТАУ, 4 канал и «Студию-41». «Хотя остальные каналы тоже важны. Это платформа для лидеров, конкуренция», – отметил Киселёв.
Политолог Вадим Дубичев, рассказал «Новому Региону», что в последнее время вообще телевизор смотрит всё реже и реже. «Я предпочитаю черпать интересующую меня информацию из Интернета в течение дня. Телевизионные новости новой информации уже в принципе не несут, хотя исправно все выпуски просматриваю. Правда, в последнее время, почерпнуть особо нечего. Включаешь вечером телевизор – там выпуски на всех каналах передают одно и то же. Большинство информповодов взято из тех же информационных агентств (тут Вадим Дубичев сделал комплимент «Новому Региону»). Так что новости смотрю исключительно, чтобы сравнить способы подачи одной и той же темы, посмотреть, кто какую медиа-политику ведёт. Интересна как раз борьба мнений, а не факты. От нового телесезона жду большего разнообразия подач».
Александр Бурков, член комитета по социальной и областной политике областной думы выразил мнение, что местным телеканалам неплохо было бы уделить внимание аналитическим программам: «Одни жареные факты на нескольких телеканалах – это не интересно. Можно же иногда и собственным, журналистским мнением информацию раскрашивать. К тому же местные телеканалы замыкаются на местечковых темах. Надо выходить на федеральные новости. А вообще я телевизор почти не смотрю, так, раз-два в неделю включаю. Так что про местные телеканалы не в курсе», – заметил Александр Бурков.
Многие политики отметили схожесть двух главных телеконкурентов – студии-41 и «4 канала». Общее мнение «целевой аудитории»: став каналами для домохозяек, они оба потеряли индивидуальность. Серьёзные программы, выходящие между очередным рассказом об оладушках и новой серией милицейского сериала, общую картину не спасают и не способствуют поднятию рейтинга влиятельности в политической среде.
Тем не менее, несмотря на недовольство свердловских VIP-ов, большинство телеканалов в новом сезоне озабочено исключительно развлечением домохозяек. В программных отделах ТК подробную информацию о нововведениях в сетке телевещания пока скрывают. Самым «разговорчивым» оказался «4 канал». Главный выпускающий редактор «Четвёрки» Руфина Ерофеева сообщила «Новому Региону», что новшества коснутся лишь развлекательных программ: «Сейчас у нас новый сетевой партнёр, который будет поставлять нам сериалы и развлекательные передачи. Мы добавим сериал «Спасатели Малибу» и программу «Угадай мелодию». Увеличения эфира новостных и аналитических передач на «четвёрке» не предвидится. Почти все городские и областные каналы подтвердили, что нововведения коснутся в новом сезоне лишь развлекательной сферы, а новости и аналитика «нашими зрителями не востребованы».
Екатеринбург, Маргарита Казимова
© 2005, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».