AMP18+

Екатеринбург

/

Банкиры проанализировали заемщиков: самые ненадежные – это мужчины в возрасте 25-35 лет

1 сентября в соответствии с федеральным законом о «Бюро кредитных историй» российские банки должны будут заключить договор с определенным бюро кредитных историй (БКИ). Туда они будут предоставлять информацию о своих существующих заемщиках и впоследствии пользоваться имеющимися сведениями при выдаче кредитов.

Как сообщил сегодня на пресс-конференции заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин, первый проект закона был разработан еще десять лет назад, однако окончательный вариант приняли только в декабре прошлого года. С 1 июня он вступил в силу. С наступлением осени нужно заключать договоры с БКИ, но до сих пор не создано даже государственного реестра с перечнем существующих бюро. На уровне федеральной власти происходят задержки подзаконных актов, необходимых для реализации закона. Только 5 августа правительство определило контролирующий орган. Им стала Федеральная служба по финансовым рынкам. «Сейчас мы надеемся, что реестр будет создан достаточно быстро и банки в короткие сроки смогут определиться с кредитными бюро. В настоящее время на федеральном уровне действуют два бюро – это «Национальное бюро кредитных историй» и еще одно предприятие, созданное совместно с американцами», – говорит Болотин.

По словам финансового директора ОАО «Уральский банк реконструкции и развития» Антона Соловьева, бюро призваны снизить постоянно растущие риски внутри банковской системы. Количество предложений и объемы кредитных портфелей увеличиваются, особенно это касается потребительского кредитования. Существует такая аксиома – чем больше игроков на банковском рынке, тем хуже качество заемщика. Поэтому полная информация крайне важна. Здесь же встает вопрос – с какими кредитными бюро лучше заключать договоры? Банки заинтересованы в снижении своих рисков, соответственно, чем полнее информация кредитного бюро, тем лучше. «Выбор банкиров будет зависеть от объемов и полноты предоставляемой информации, ее цены и удобства доступа к ней. Вершиной мастерства бюро, при мастерстве управления, будет считаться выпуск аналитических материалов о заемщиках – как изменяется рынок, какие приоритеты существуют в кредитовании и так далее. Правда, пока об этом речи даже не ведется, потому что кредитных бюро мало и они не имеют никакой информации. Сейчас банки делают подобные срезы самостоятельно, но совершенно ясно, что этого недостаточно», – говорит вице-президент «УБРиРа».

По мнению директора департамента корпоративного бизнеса «СКБ-банка» Александра Кудрявцева, существование БКИ выгодно как банкам, так и самим клиентам. «Банки смогут получать информацию о прошлых заемах конкретного лица, что будет хорошим доводом в пользу решения о выдаче кредита (если история положительна) и значительно сократит время и финансовые затраты на процедуру сверки информации, предоставленной заемщиком. Благодаря этому, через какое-то время можно прогнозировать снижение процентных ставок кредитования. Мировой опыт это подтверждает. Клиент банка также сможет купить свою кредитную историю и сразу прийти с ней в банк. За эту информацию нужно будет платить, но для банков это будет стоить в двести раз дороже, чем для владельца истории. Решать – предоставлять информацию в кредитное бюро или нет – будет сам заемщик. Скорее всего, добросовестные плательщики будут соглашаться. И при выдаче кредита банкиры будут смотреть как раз на эту графу. Если человек против передачи информации в кредитное бюро, то вполне вероятно, что он может быть мошенником. Это является своеобразным рычагом давления на потенциального заемщика», – утверждает господин Кудрявцев.

Рабочая группа при Уральском банковском союзе рассматривала два варианта будущих действий для местных банков. Можно либо заключать договоры с уже существующими федеральными бюро, либо создавать собственное. В результате, банкиры пришли к выводу, что свое бюро кредитных историй в Свердловской области создавать невыгодно. «Во-первых, у нас очень специфический рынок. На Среднем Урале работает семь местных банков и более 20 филиалов и представительств федеральных и иностранных банков и все они сосредоточены в Екатеринбурге. Кредитные портфели поделены примерно пополам. Скорее всего «приезжие» будут заключать договоры с федеральными бюро. Если мы одновременно будем создавать местное бюро, может получиться неприятная ситуация для заемщика. К примеру, один человек взял кредиты в трех банках, которые работают с разными кредитными бюро. Когда он приходит за четвертым, возникает проблема – как собрать все кредитные истории воедино. Дело в том, что во время правки закона о КБИ из него исчез пункт, описывающий между собой взаимодействие бюро. Сегодня, на начальном этапе, обмениваться сведениями никто не собирается. У всех стоит задача обогнать конкурента по количеству информации», – поясняет Болотин.

Для свердловской банковской системы был бы идеален германский вариант кредитных бюро. У немцев в этой системе введена монополия, поэтому информация находится в полном объеме в одном месте. Недавно кредитное бюро было создано в Тюменской области, но там ситуация несколько другая, чем в нашем регионе. Территория больше и банки разбросаны повсюду, поэтому нет такой проблемы как на Среднем Урале. Кроме того, создание КБИ – это дорогостоящее удовольствие. Снизить стоимость проекта можно только за счет понижения уровня безопасности информации, но это недопустимо, считают банкиры. Сейчас сбор сведений о клиентах конфиденциален. Закон четко и грамотно регламентирует, какая информация о потребителе может предоставляться свободно, а какая – только по запросу. Все технологии безопасности информации проверены и сертифицированы ФСБ.

В каждом банке на основании сведений БКИ будет составляться свой «черный список», в который будут попадать клиенты, просрочившие кредиты. «Для меня показателем недоверия к заемщику является даже один день просрочки возврата кредита. Может быть это и сурово, но представьте, что вы приходите в банк за деньгами, а вам говорят «извините, но мы вот сейчас вам деньги дать не можем, давайте вы придете завтра». Такая ситуация служит показателем банковского кризиса в отношениях клиент-банк и такое сложно представить. Почему же в отношениях банк-клиент должно быть наоборот?», – говорит Кудрявцев.

Из-за участившихся случаев неплатежей у банкиров родилась идея создания в области коммерческого агентства по сбору невозвращенных кредитов. Основной заемщик в нынешнее время – это молодой человек 25-35 лет (до 25 лет кредитов не дает практически ни один банк). По мнению Болотина, в этом возрасте люди, особенно мужчины, очень необязательны. «Если у них появляются какие-то проблемы с погашением кредита, то они как страус сразу прячут голову в песок. Хотя, зачастую, причиной задержки возврата кредитов является нежелание заемщика дойти до банка, выделить на это время или просто забывчивость, нежели отсутствие возможности погасить долг. Если возникает ситуация, когда действительно нет возможности заплатить, лучше прийти в банк и честно сказать, что вы не можете погасить кредит в срок, тогда, скорее всего банк оценит вашу лояльность и проблема каким-то образом будет решена», – говорит Болотин.

В настоящий момент большинство уральских банков уже ведут переговоры с существующими федеральными КБИ, но договоров пока никто не заключил.

Екатеринбург, Александр Шелл

© 2005, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Россия,