AMP18+

Екатеринбург

/

Уральские крестьяне больше чем горожане ценят Путина, любят прибедняться и надеяться на власти, – данные соцопросов

Недавно социологи провели исследования, результаты которых выявили значительные отличия в менталитете, предпочтениях и поведении жителей Москвы и остальной России. По мнению свердловских социологов различия между «столицей» и «глубинкой» существуют даже на региональном уровне.

Отличается даже отношение жителей села и города к соцопросам и интервьюерам. По словам старшего специалиста аналитического отдела фонда «Социум» Виталия Кусова, для жителей Екатеринбурга, например, социсследования стали обыденным и практически повседневным делом. А соцопрос для жителя «глубинки» это целое событие, практически то же самое, что дискотека. Причина прозаическая – на селе развлечений довольно мало, круг общения, как правило, узкий, поэтому приходу любого нового человека обычно рады, – говорит собеседник агентства.

По результатам опросов уральского населения можно обрисовать такую картину. Сельские жители в целом, более равнодушны к местной политике – политическим событиям области, работе местных органов власти. Вероятно, потому, что областными «ньюсмейкерами» чаще выступают города, как большие, так и малые, про сельскую местность информации мало. Кроме того, селяне больше интересуются политикой Екатеринбурга, чем области. Среди вип-персон знают в основном тех, кто участвовал в каких-то городских выборах. Особенной популярностью пользуются Аркадий Чернецкий, Евгений Ройзман, Евгений Зяблицев, Юрий Осинцев. В отличие от горожан жители села более положительно оценивают деятельность президента и правительства РФ. Например, сторонников монетизации в глубинке больше чем в городе на 29 процентов. Выше в деревнях и уровень «субъективной» бедности, то есть самооценки своего материального состояния. На 25 процентов выше доля тех, кто считает себя относящимся к самым бедным слоям. Бедность в провинции наиболее актуальная проблема.

По словам заведующей лабораторией социологических и политических исследований УрГУ Надежды Сивковой, это связано с тем, что на селе в отличие от города очень развито иждивенчество. Провинциалы живут общиной, в деревнях царит коллективизм – все как советское время. Там же высокий уровень апатии к происходящему. Ожидание будущего связано с прошлым, с советским прошлым. Жители «глубинки» привыкли к тому, что кто-то всегда все делает за них, и поэтому никакой инициативы не проявляют. Отсюда и провинциальная наивность и доверие. Можно взять для примера предвыборную кампанию, – рассказывает госпожа Сивкова. Если в городе уже мало кто верит в различные листовки, то в сельской местности люди пойдут голосовать именно за того, кто больше разместил о себе хорошей информации и рассказал, какой он замечательный человек. Образ советского политика в провинции сохранился до сих пор, особенно у пожилых людей.

У провинциальной молодежи сейчас формируются несколько новые взгляды, которые практически не отличаются от городских, потому что в «глубинке тоже есть телевизор, газеты, радио и интернет. Различие есть только в условиях жизни. Если в селе все происходит на виду у всех, то в городе есть возможность затеряться в толпе. Может быть именно поэтому в столицах больше «отморозков», – отмечает госпожа Сивкова.

«Вообще сейчас в стране наблюдается острый социокультурный кризис, – отметила собеседница агентства. По ее словам, недавно на Урале проводились исследования молодежных стереотипов и способов проведения досуга. Опрос респондентов проводили в городе с высоким уровнем жизни, где 99 процентов населения имеют высшее образование, широко представлены культурные учреждения, библиотеки, бассейны, спортзалы, театры и в городе, который можно назвать бомжатником. Результаты исследований показали, что культурная жизнь, увлечения и приоритеты молодежи одного и другого города существенно ничем не различаются. Это говорит о том, что кризис охватил все сферы жизни, в том числе и все социальные прослойки общества. Социальные же институты, такие как семья и образование, уже не справляются с этой проблемой», – говорит заведующая лабораторией.

К более близкому стилю жизни и информированности населения города и провинции может привести дальнейшее развитие высоких технологий, считают эксперты. Тем более, что Свердловская область является особой территорией – зоной рискового земледелия. Сельское хозяйство приходит в упадок, деревни постепенно вымирают. Не исключено, что все население рано или поздно может оказаться в городах.

Екатеринбург, Александр Шелл

© 2005, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Россия,