AMP18+

Екатеринбург

/

Свердловчане не знают, как бороться за свои потребительские права В ситуации с отключением ГВС они оказались беспомощны

Жители Свердловской области не умеют бороться за свои потребительские права. Так, в ситуации с многонедельным отключением горячей воды они оказались практически беспомощны. Куда следует обращаться в подобной ситуации – в материале «Нового Региона».

Несколько десятков тысяч екатеринбуржцев оказались заложниками долговых споров между коммунальщиками – почти месяц горожане вынуждены обходиться без горячей воды из-за полумиллиардного долга МУП «Екатеринбургэнерго» перед ЗАО «Уралсевергаз». Напомним, газовики остановили поставки топлива на котельные муниципалов в середине мая из-за задолженности в 630 миллионов рублей.

Горожане не могут справиться с коммунальным произволом

Городские и областные власти заявляют, что ситуация с горячей водой находится под контролем, и вскоре горячее водоснабжение будет восстановлено, однако, горожан, оставшихся без ГВС, такое положение вещей не устраивает. «24 дня без горячей воды. И неизвестно когда будет. Как с этим бороться?», – вопрошает форумчанка Интарика.

Действительно, большинство граждан либо просто не знают, куда обратиться в случае нарушения их потребительских прав, либо сталкиваются с тем, что жалобы в различные инстанции не приносят результатов. «Я занимался подобной проблемой (прим. НР – речь идет о прошлогоднем отключении ГВС из-за долгов «Тепловых сетей») по поручению соседок-пенсионерок в прошлом году – у них нет водонагревателей, они, в основном, и страдают от отключений ГВС. Я звонил в УК, где сообщили, что виноваты «Тепловые сети», написал жалобу в «Тепловые сети», получил ответ в чиновничьем стиле, суть которого сводилась к тому, что между мной и «Тепловыми сетями» нет договорных отношений, а, значит, и жалоба не к месту, – рассказал «Новому Региону» житель Чкаловского района Екатеринбурга Алексей. – Но метод этот неэффективный, потому что сроки ответа на жалобы месяц, т.е. быстро повлиять на ситуацию просто нельзя, штрафов и прокуратуры они не боятся вовсе».

Правозащитники советуют идти в суд

Между тем, как пояснили «Новому Региону» в Екатеринбургском муниципальном центре по защите прав потребителей, действия энергетиков в описанной выше ситуации были незаконными. «Это происходит от того, что товарищи энергетики не знают законов. Потребитель в равной степени имеет право обратиться как к продавцу (это УК), так и к изготовителю (поставщик горячей воды). Продавец, который продает, в данном случае не имеет своего товара, поэтому в натуре он не может поставить горячую воду, поэтому с требованием подать горячую воду нужно обращаться к энергетикам», – подчеркнул директор центра Андрей Артемьев.

Кроме того, он посоветовал горожанам, оставшимся без горячей воды, сразу идти в федеральный суд района. «Если требования горожан не удовлетворяются, нужно обращаться с иском в суд об обязании поставки услуги в соответствии с законом. Никто не имеет права перекладывать вину на потребителя за то, что кто-то там не платит, – заверил собеседник агентства. – При этом иск надо подавать не на управляющую компанию, а на того, кто поставляет горячую воду, потому что УК никаким образом не может подать горячую воду».

Также он подчеркнул, что консультации по грамотному составлению исков в центре проводятся бесплатно.

Санврачи помочь не могут – только с перерасчетом

Кстати, с ситуацией длительного отключения горячей воды сталкиваются не только екатеринбуржцы. Например, в прошлом году без ГВС остались жители Арамили. Вода из-за долгов местного «теплового» МУПа перед газовиками у них отсутствовала с начала мая вплоть до начала следующего отопительного сезона в середине сентября. Тогда за граждан вступились сотрудники областного Роспотребнадзора, но повлиять на ситуацию, по большому счету, никак не смогли. Они обратились с иском на коммунальщиков в суд, однако, решение по нему было принято лишь в конце января следующего года – арамильцам, конечно, сделали перерасчет за непредоставленную услугу, но прежде им пришлось мучиться 4 месяца без горячей воды.

Между тем, в соответствии со ст. 546 ГК РФ, перерывы в подаче горячей воды без согласования с абонентом являются ненадлежащим исполнением услуг, за исключением случаев необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии. Кроме того, нарушаются и санитарные нормы. Так, согласно СанПиН 4327-88 «Санитарные правила устройства и эксплуатации системы централизованного горячего водоснабжения», которыми установлено, что даже в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 15 суток. С точки зрения защиты прав потребителей непредоставление коммунальной услуги гражданам, оплачивающим ее вовремя и в полном объеме, является нарушением законодательства и интересов потребителей.

Таким образом, екатеринбуржцы, у которых горячая вода отсутствует более двух недель, могут обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, правда, не на фактического поставщика услуги – в данной ситуации «Екатеринбургэнерго», а на управляющую компанию, с которой заключен договор. «Каждую жалобу мы, естественно, рассматриваем, пока готовится ответ гражданину, по согласованию с прокуратурой, мы проводим внеплановую проверку поставщика услуги, и если выявляется нарушение, подаем в суд», – заверила пресс-секретарь областного Роспотребнадзора Наталия Лукьянцева.

В прокуратуре советуют писать жалобы им

Кроме суда и Роспотребнадзора, граждане также могут обратиться и в прокуратуру. Несмотря на то, что некоторые считают этот метод неэффективным, в надзорном ведомстве заверяют, что все равно помогут. «Нужно написать заявление в районную прокуратуру, причем совершенно в свободной форме, – заверила пресс-секретарь областной прокуратуры Ольга Тетерина. – Не важно и то, в адрес кого будет написана жалоба – потребитель не обязан знать, по чьей именно вине не предоставляется услуга. Он должен просто нас проинформировать, что «я, такой-то, добросовестно оплачиваю коммунальные услуги, а горячей воды нет».

Также она пояснила «Новому Региону», что для ускорения работы прокуратуры с заявлением, гражданину необходимо указать свои полные ФИО, адрес проживания, а еще лучше – контактный телефон, по которому сотрудники надзорного ведомства смогут уточнить все детали.

Вариант для ленивых

Впрочем, как отмечает корреспондент «Нового Региона», большинство екатеринбуржцев не имеют возможности (а зачастую и желания, что, в принципе, понятно) ходить по различным инстанциям с жалобами, а, тем более, судиться. В таком случае может помочь «вариант для ленивых» – за каждым округом Екатеринбурга закреплены депутаты городской думы, которые должны заниматься жалобами граждан, как законные представители их интересов (если не из чувства долга, то хотя бы ради своего положительного имиджа).

Екатеринбург, Екатерина Норсеева

© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Россия,