Настоящие народные восстания, связанные с повышением цен на бензин, вскоре могут начаться по всей России. Такие прогнозы высказывают эксперты «Нового Региона». По их словам, первые последствия «бензинового» кризиса правительство России может ощутить уже к концу текущего года, когда вслед за ростом цен на топливо автоматически взлетят цены на все категории товаров и услуг. «Резкий скачок цен на услуги ЖКХ, транспорт, продукты и т.д. произойдет уже в конце этого года, – говорит депутат екатеринбургской думы, владелец сети магазинов «Купец» Олег Хабибуллин. – Хотя, уже сейчас ряд продуктов заметно подорожал. Из-за роста цен на бензин работники сельского хозяйства были вынуждены поднять стоимость свинины на 11 процентов за последние два месяца. А это превышение инфляции в 10 раз!».
Именно резкое повышение цен на продукты и услуги, а вовсе не подорожание бензина станет толчком для народных волнений, считают эксперты. «У нас ведь как среднестатистический человек думает: «Бензин подорожал? Хорошо! Наконец-то буржуям плохо будет», не понимая при этом, что будет плохо всем. А когда поймут – все это выльется в бунт, – говорит депутат гордумы Андрей Кабанов. – И это будет справедливо. Поскольку повышение цен на бензин в России – это бред и нонсенс! Нефти в стране больше чем достаточно! Да у нас литр бензина должен стоить 10 центов!».
В первую очередь, народные волнения могут начаться в сфере сельского хозяйства. Из-за постоянно растущих затрат на закупку горюче-смазочных материалов колхозы и совхозы уже исчерпали все свои денежные ресурсы. Уборочная страда, которая сейчас находится в самом разгаре, может затянуться. «В колхозах техника стоит по полдня, потому что нет горючего, не убирается зерно. Из-за этого задерживается его обработка и сушка, оно теряет в качестве, а соответственно и в отпускной цене. Таким образом, сельское хозяйство несет убытки», – жалуется заместитель министра сельского хозяйства Свердловской области Михаил Копытов.
«Это наша общая нефть. И мы не должны зависеть от цен на внешнем рынке. Государство обязано как-то регулировать данный процесс. Хотя, думаю, ситуация не изменится, пока народ не скажет свое веское слово. Волнения, безусловно, начнутся. Не прямо сейчас, конечно, но чуть позже», – уверен депутат Госдумы РФ Евгений Ройзман.
По его словам, в сложившейся ситуации, крайне непонятной и некорректной выглядит позиция некоторых государственных деятелей, которых очень обрадовало повышение цен на бензин. В частности, некоторых свердловских политиков до глубины души поразило высказывание главы комитета по топливу и энергетике Госдумы РФ Валерия Язева, заявившего накануне о том, что «у нас в стране на машинах ездят не самые последние и не самые бедные люди. Им будет надо – они заплатят, цены на бензин вполне нормальные. А кто не сможет платить, пусть машину ставит на прикол и ходит пешком».
«Да у нас садоводов-пенсионеров, которые ездят на доисторических машинах гораздо больше, чем богачей. И эти пенсионеры должны иметь право на обеспечение своих жизненных потребностей. Надо, чтобы на федеральном уровне это поняли и прекратили вакханалию. А еще лучше, внесли бензин в состав минимального прожиточного минимума», – спорит со своим руководителем (Язев возглавляет Межрегиональный координационный совет «Единой России» в УрФО) лидер фракции «Единая Россия» в свердловской областной думе Анатолий Мальцев.
«Либо наш коллега лукавит, либо действительно недопонимает, что от повышения цен на нефть в первую очередь пострадают как раз не богатые люди, а бедные. Дорогие продукты, услуги – это коснется всего населения и это будет настоящая трагедия», – прокомментировал высказывание Язева его коллега по Госдуме, член фракции КПРФ Николай Езерский. При этом коммунист отметил, что даже для депутата Госдумы рост цен на бензин – серьезная проблема. «Я без колес не могу. Без них жизнь прервется! Особенно у политиков! Мне необходимо постоянно ездить на встречи с избирателями, решать их проблемы. Все это я стараюсь делать на своем автомобиле. Если цены продолжат расти, то я просто буду вынужден отказаться от встреч, и не буду никуда ездить. Или… Есть другой выход – тратить больше бюджетных денег, которые мне положены, как депутату», – резюмировал Езерский.
Между тем, руководство российских городов, предвидя возможное социальное напряжение, связанное с ростом цен на топливо, уже начало задумываться над тем, как смягчить сложившуюся ситуацию. Как сообщил «Новому Региону» руководитель пресс-службы администрации Екатеринбурга Константин Пудов, в столице Среднего Урала большинство автолюбителей ездят отнюдь не на дорогих иномарках. Очень много людей пользуются б/у иномарками, а также российскими и даже советскими машинами, произведенными 20-30 лет назад. Для них это не роскошь, а средство передвижения. Именно для этой категории граждан рост цен на бензин и станет серьезным ударом. «Мы понимаем, что в связи с этим многие будут вынуждены пересесть на общественный транспорт. Транспорт будет более загружен и нам придется больше заботиться о том, чтобы поддерживать его нормальную работу. Будем привлекать частников, развивать такой вид транспорта, как городская электричка, пробивать федеральное финансирование строительства метро», – говорит Константин Пудов. По его словам, руководство города будет до последнего сопротивляться желанию федерального центра повысить цены на проезд в общественном транспорте до московского уровня. «Позиция министерства транспорта РФ была недавно озвучена и, похоже, что города подталкивают к этому, но на наш взгляд повышение стоимости проезда не может быть единственным решением проблемы. Екатеринбург будет сопротивляться. Во всяком случае, в этом году повышения платы за проезд в общественном транспорте точно не будет», – подчеркнул господин Пудов.
В плане сдерживания тотального повышения цен на товары и услуги, областной центр намерен активно развивать конкурентное начало между торговцами. А для сглаживания ситуации в целом – улучшать социальную поддержку населения.
«Новый Регион» провел опрос уральских VIP, какая цена на бензин заставила бы их отказаться от машины и пересесть на велосипед. Вот что получилось.
Олег Хабиббулин: «Ну, если бензин будет стоить даже 1-2 доллара за литр, это я смогу еще вытерпеть, правда, ездить буду очень экономно».
Константин Карякин: «До 29 рублей я бы не стал сильно беспокоиться. Но уже 30 рублей за литр бензина заставили бы меня задуматься».
Анатолий Мальцев (долго отнекивался, не желая называть конкретную цифру): «Меня бы испугали цены меньше тысячи рублей».
Евгений Ройзман: «Не знаю, какая цена меня бы испугала. Я однозначно справлюсь с повышением, но беда в том, что куча народу не справится!"
Константин Пудов: «Никакая цена меня бы не остановила. Если серьезно, то думаю, что дороже, чем на западе бензин у нас стоить не может. За 1 доллар за литр я бы ездил».
Николай Езерский: «Я никогда не расстанусь с машиной, иначе мне не угнаться за ритмом жизни».
Екатеринбург, Дарья Травкина
Екатеринбург. Другие новости 15.09.05
В Верхней Пышме совершено новое заказное убийство. / За возможность говорить на курорте по-русски уральцы готовы выложить до 20 тысяч долларов – турфирмы подводят итоги «большого» сезона. / В Свердловской области будет построен новый завод. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2005, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».