Победа в заявке на ЭКСПО-2020, возможно, последний шанс развить Урал (ФОТО, ВИДЕО)
Регионам России как свежая кровь нужны мероприятия уровня саммита АТЭС, Всемирной выставки ЭКСПО или Олимпиады. В остальных случаях у российской власти нет мотивации к развитию обширных территорий своего государства. Совсем другое отношение к делу у чиновников, когда речь идет о личных или национальных амбициях – тогда они готовы «свернуть горы», отмечает корреспондент «Нового Региона». По этой причине Россия и Екатеринбург просто обязаны в 2013 году победить с заявкой на проведение ЭКСПО-2020. Лишь в этом случае еще один регион – Средний Урал – удастся хоть как-то приблизить к мировым стандартам транспортной и социальной инфраструктуры. Пока же в сравнении с Южной Кореей, где уже прошла ЭКСПО, современное состояние Свердловской области вызывает печальные чувства.
Интерес нации
Конечно, сравнивать маленькую Южную Корею и большую Свердловскую область в какой-то степени смешно. Площадь первой составляет 99 617,38 кв. километров, второй – без малого 194,8 тыс. кв. километров. При этом в Корее живет почти 45 млн. человек, а на Среднем Урале – чуть более 4 млн. Но именно это обстоятельство – несопоставимо огромные по сравнению с азиатскими или европейскими площадями территории и одновременно малая плотность населения – зачастую выступают «спасительным» аргументом российской власти. Так сказать «веским» объяснением, «уважительной» причиной относительно векового «ничегонеделанья» – в плане развития транспортной инфраструктуры и благоустройства жизненного пространства своих граждан. Конечно, сказать, что в России не меняется ничего – будет несправедливо – власти регулярно рапортуют об увеличении мест в детсадах, индексации пенсий и т.п. И ведь не сказать, что говорят неправду – очередь в детсады тает, хоть и медленно. Хуже с дорогами – их либо ежегодно и некачественно латают в одних и тех же местах, либо строят десятилетиями – от «получки до получки». Еще хуже – с передовыми видами транспорта. Сколько раз тому же Екатеринбургу сулили скоростные трамваи, монорельсы и прочие в понимании среднестатистического россиянина новинки – воз и ныне там. Ничего этого не пущено, не спроектировано и не сконструировано, отмечает корреспондент «Нового Региона».
Еще показательней вышло с идей строительства скоростной железнодорожной магистрали Екатеринбург-Москва. Идея, кстати, почти путинская. Он указал в свое время, что неплохо бы к матчам ЧМ-2018 по футболу провести такие магистрали, а свердловский губернатор Мишарин подхватил. Но какое там – судя по всему, скоростные дороги гигантской по протяженности России не нужны – искать под них финансы отказалось как государство, так и близкое к нему ОАО «РЖД». Ничуть не лучше ситуация с «воздушными дорогами» – развитого авиасообщения с новыми и безопасными пассажирскими лайнерами россиянам ждать, похоже, придется еще долго. В отличие от иностранных авиакомпаний покупать новые самолеты отечественным перевозчикам кажется дорого и неоправданно: пусть сначала полетают в Азии – лет по двадцать.
ЭКСПО = мосты, дороги, аэропорты
На этом безрадостном фоне иное впечатление производит Южная Корея – этой небольшой стране удалось совершить настоящий технологический прорыв. И что важно – его главным двигателем выступает именно государство. Тот самый институт, который в России последовательно и торопливо стремится снять с себя крупные финансовые обязательства, прячась за удобную формулировку «частно-государственного партнерства». В противоположном примере – впечатляющей эффективности государственной политики Республики Корея в области экономики лично смогли убедиться уральские журналисты в рамках пресс-тура Агентства развития регионов. Выбор страны не был случаен – в мае-августе в маленьком южнокорейском городе Ёсу прошла выставка ЭКСПО-2012. За проведение такой же – но еще более масштабной выставки в 2020 году сейчас бьются Россия (ее представляет Екатеринбург), ОАЭ, Бразилия, Турция и Таиланд. Победителя определят скоро – в ноябре 2013 года, а потому конкуренты старательно изучают возможности друг друга. Поездка свердловчан в Ёсу – один из способов в оценке масштабных перемен, которые способна привнести идеология ЭКСПО не только в жизнь отдельного городка, но целой страны. Именно сейчас – за несколько месяцев до того, как Международное бюро выставок (BIE) в Париже вынесет свой вердикт относительно победителя, России надо четко определиться: нужна ли ей ЭКСПО, нужен ли шанс к развитию еще одного региона (как сейчас Дальнего Востока), и готова ли страна оказать поддержку Екатеринбургу для достижения этой цели.
Увиденное в Корее без преувеличения впечатляет. Например, 30-километровый мост, соединяющий город Инчон с одноименным международным аэропортом. Сам аэропорт насыпной – он выстроен на мелиорационных землях – почву для стройки свозили со всей страны. Эта технология очень востребована в Корее – обезвоживаются тысячи гектаров земель. Затем на них появляются современные дороги, мосты, дома и так далее. Точно по такому же принципу сейчас в Инчоне строится свободная экономическая зона площадью 165 тысяч кв. километров. Ее заложили в 2003 году, и уже сейчас тут есть три кластера: университетский и бизнес-центр, финансовый сектор и автомобильное производство, а кроме того – будет аэропорт и гигантские площади китайских инвесторов. Тут же массивы жилья – небоскребы для специалистов компаний-резидентов и инфраструктура для отдыха их семей – игровые зоны, затейливые скульптуры. Окончательно запустить ОЭЗ в Инчоне корейцы планируют в 2020 году.
Несколько слов следует сказать про аэропорт Инчона, который начали строить еще в конце 90-х. Таких грандиозных и продуманных с точки зрения пассажирской и грузовой логистики сооружений в современной России просто не встретишь. Аэропорт расположен в 70 километрах от столицы Сеула – как уже говорилось, к нему ведет 30-километровый мост. Рассказывать об этом авиаузле можно бесконечно, а еще лучше посмотреть в работе. Тут и детские комнаты, и комнаты для курения, выполненные в различных дизайнерских решениях и другие прелести для пассажиров. Особое отношение в аэропорту Инчона к инвалидам – в их транспортировке помогает персонал аэропорта, а сама процедура не вызывает сложности – есть специальная инфраструктура. Вообще, в Азии для инвалидов в общественных местах есть все – туалеты, душевые и так далее.
Нельзя не упомянуть и о корейских автодорогах. Они двух видов – национальные и частные – платные. Такой участок может быть в длину более десятка километров. Стоимость проезда – 70 тысяч вон – $7. Рядом с платной дорогой может проходить бесплатный альтернативный путь. Что важно – часто он прекрасно освещен. Еще одно достижение – шумопоглощающие перегородки, которыми опоясаны все путепроводы. Причем установлены они не только в городах – у жилых домов, но порой даже на трассах.
К сожалению, не было возможности познакомиться со спецификой работы скоростного железнодорожного транспорта в Южной Корее. Но он есть. К примеру, специально для выставки ЭКСПО-2012 в Ёсу выстроили такую станцию – в итоге время от Сеула сократилось с 6 до 3 часов. «Станцию и скоростную ветку, естественно, строили на государственные средства. Это были государственные проекты», – говорит директор транспортного департамента администрации Ёсу Lee Kyung.
Вообще, в любом городе Южной Кореи – что в крохотном Ёсу, что в гигантском Инчоне подчеркивают: без поддержки государства победу в заявке на ЭКСПО стране было бы не одержать. Впрочем, был и другой фактор, признают в Оргкомитете выставки: важным моментом стало доверие к Республике Корея со стороны мирового сообщества – что она справится. «У нас уже проходила летняя Олимпиада в 1988 году. И это помогло всех убедить, что даже в маленьком городе Ёсу сможет пройти выставка ЭКСПО», – говорят корейцы.
Екатеринбург + ЭКСПО = ?
«Важно, что Екатеринбург уже определили в качестве претендента на проведение ЭКСПО-2020. Тогда государство вам окажет мощную поддержку. Именно так было у нас», – говорят в корейском Оргкомитете выставки ЭКСПО-2012. Иного положения дел там даже не предполагают – настолько корейцы умеют мобилизовать силы для достижения общей цели. Именно таким Рубиконом для них была ЭКСПО, за которую страна боролась с 1992 года. Но боролась, не сложа руки – строила дороги, мосты, аэропорты, железнодорожные магистрали, качество которых теперь поражает европейцев. Есть, конечно, свои сложности – например, ограничения в мобильной связи – телефоны с «большой земли» в Корее просто не работают. Исключение ОС Андроид и Эппл – для остальных случаев прямо в аэропорту можно арендовать специальный сотовый телефон. Не все ладно и с точками доступа Wi-Fi. Но это, что называется, отголоски былой закрытости Южной Кореи.
А вот у уральцев корейской уверенности в широкомасштабной национальной поддержке нашей ЭКСПО-заявки пока нет. Было, правда, обещание Дмитрия Медведева лично презентовать весной будущего года российскую заявку в Париже. Но состоится ли эта поездка – пока сказать трудно. Неясна до конца и идеология выставки – «Глобальный разум» и возможные ЭКСПО-объекты. «Тема «Глобальный разум» удачна, – говорят корейцы. – Границы между странами сейчас быстро стираются». Но предметно оценить этот посыл пока просто не смогли – не поняли сути. И добавляют: самое главное – правильно и подробно позиционировать Россию, Екатеринбург и их возможности перед BIE.
В свою очередь исполнительный директор Агентства развития регионов Максим Гашков указывает, что в случае, если ЭКСПО пройдет в Свердловской области – это сильно изменит регион. «То, что мы увидели в Южной Корее – действительно впечатляет. И сам выставочный комплекс, который был построен – он уже сейчас является точкой притяжения для огромного количества туристов. Плюс новая недвижимость, которая была построена в городе. Важно, что большое количество квартир в Ёсу сейчас скупают жители столичного Сеула – они уже рассматривают этот город в качестве курорта», – говорит собеседник «Нового Региона». Кроме того, г-н Гашков обращает внимание на почти беспрецедентное развитие в Южной Корее транспортной инфраструктуры – все это стране также дала подготовка и проведение крупных проектов наподобие ЭКСПО.
«Все это сильно меняет отношение к миру, мироощущение и собственную идентификацию в мире. ЭКСПО, в том числе помещает отдельный город на геополитическую карту мира. То же самое ждет в случае успеха и Екатеринбург. Но насколько это будет эффективно, насколько жители сумеют взять для себя все лучшее от ЭКСПО – это зависит от самих людей», – полагает Максим Гашков.
Ссылки по теме:
В Южной Корее безжалостно сносят инфраструктуру, выстроенную для ЭКСПО-2012 (ФОТО, ВИДЕО) >>>
Как к 300 тысячам рыбаков приехали 8 миллионов гостей – Ёсу научит Россию, как победить в заявке на ЭКСПО-2020 (ФОТО)/ Эксклюзивный репортаж «Нового Региона» >>>
Екатеринбургский павильон на «мини-ЭКСПО» в Южной Корее посетили 3 тысячи человек (ФОТО) >>>
Аэропорт Инчона
30-километровый мост соединяет город Инчон с одноименным международным аэропортом
Внутри корейского лайнера Boeing-777 – у каждого кресла в эконом-классе персональный DVD-монитор для информирования о ходе взлета, маршрута, полета и посадки, а также развлечений – кино и музыки.
Вот такой телефон выдают гостям Кореи в аренду
Особая экономическая зона в Инчоне. Сейчас в ней 3 кластера
Для работников ОЭЗ строят огромные многоэтажки
Макет одной из площадок ОЭЗ. Полностью экономическая зона заработает к 2020 году.
Ёсу, Инчон, Екатеринбург, Александр Родионов
© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».