Вчера глава РЭК Свердловской области Владимир Гришанов объявил об увеличении платы за проезд в общественном транспорте Екатеринбурга с 1 октября 2012 года до 23 рублей. О том, как повышались тарифы на пользование муниципальным транспортом за последнее десятилетие, а также как восприняли очередной скачок цен простые екатеринбуржцы – в материале «Нового Региона».
История вопроса
«Сегодня глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий подписал постановление № 3 о повышении стоимости проезда в городском общественном транспорте с 15 января 2000 года», – такую новость могли прочитать или услышать екатеринбуржцы 10 января 2000 года. Стоимость проезда тогда повысилась до 3 рублей – до этого за проезд в метро, трамваях, автобусах и троллейбусах нужно было платить всего по полтора рубля. При этом такая стоимость проезда была неизменной с 1996 года.
Следующее повышение произошло лишь спустя два года после того, как была установлена цена на проезд в 3 рубля. Так, 31 января 2002 года было объявлено о том, что за пользование общественным транспортом придется платить уже 5 рублей, соответствующее постановление также было подписано городскими властями. По таким расценкам екатеринбуржцы ездили довольно долго – целых три года.
Зато в 2005 году повышений платы за проезд было сразу два. Тогда уже решения об установлении тарифов за пользование городским транспортом устанавливала не мэрия, а областная РЭК. Так, постановлением свердловской энергокомиссии с 1 февраля 2005 года цена за одну поездку увеличилась до 6 рублей, а с 1 июля того же года – до 7 рублей.
Очередное повышение транспортных тарифов для населения произошло 1,5 года спустя – с 1 января 2007 года проезд стал стоить 8 рублей, а еще через полгода, т.е. с 1 июля, цена поднялась до 9 рублей.
В течение года цена на все виды транспорта была одинаковой – 9 рублей стоила поездка и на метро, и на трамвае, и на троллейбусе и на автобусе. А вот в момент очередного повышения стоимости платы за проезд в июле 2008 года, разные виды транспорта стали и стоить по-разному. Так, проезд в метро и автобусах стал стоить 11 рублей, а в трамваях и троллейбусах – 10 рублей.
Впрочем, в следующем году – с сентября 2009 – цены вновь уравнялись. И в наземном транспорте, и в подземке платить за одну поездку пришлось сразу на 3 рубля больше, т.е. 14 рублей.
Последнее же фактическое повышение было в 2010 году. Тогда с 15 октября проезд на всех видах транспорта был увеличен до 18 рублей решением РЭК. Кстати, как отмечает корреспондент «Нового Региона», уже тогда аппетиты перевозчиков были немаленькими – они просили установить плату в размере 25 рублей, однако экономисты посчитали такие требования завышенными.
И, наконец, через десять дней – спустя два года после последнего роста цен на проезд, екатеринбуржцам придется привыкать к новым тарифам. С 1 октября, напомним, по решению РЭК стоимость проезда увеличится на 5 рублей (примерно 20%) и составит 23 рубля на любых видах транспорта.
Таким образом, всего за десять лет стоимость пользования городским общественным транспортом для рядового горожанина увеличилась на 20 рублей или почти в 10 раз. При этом в последние три этапа индексации платы за проезд явно прослеживается тенденция к увеличению «надбавки» – рост платы составляет уже не 1-2 рубля, а 3-5 рублей за раз.
Туристы и футбольные фанаты «взорвут» цены на проезд
Между тем, очевидно, что это не последнее повышение платы за проезд. Напомним, что вчера глава Региональной энергетической комиссии Владимир Гришанов пояснил, что целесообразнее и удобнее было бы проводить индексацию тарифов на пользование общественным транспортом чаще, хотя бы раз в год. Более частый пересмотр цен на проезд позволил бы учитывать расходы перевозчиков, чтобы те не накапливали задолженности, своевременно обновляли и ремонтировали автопарк, и т.д., а также это было бы психологически комфортнее для горожан – если повышать проезд часто, но понемногу, то это менее болезненно для потребителей. Напомним, что в 2011 году, когда проходили парламентские выборы, а также шла подготовка к выборам Президента РФ, роста цен практически не было – ни на проезд в транспорте, ни на бензин, ни на продукты питания, ни на коммунальные услуги.
Отметим, что темпы роста цен на проезд в Екатеринбурге могут прибавить и по другой причине. Как рассказал глава РЭК, на повышение платы за проезд серьезно влияет растущий туристический поток, т.к. «гостей города нужно перевозить из одной точки города до другой», что увеличивает объемы перевозок и повышает нагрузку на транспорт с технической стороны. Как отмечает корреспондент «Нового Региона», заявления такого рода звучат довольно угрожающе, особенно на фоне того, что Екатеринбург претендует на проведение сразу двух событий мирового масштаба – Чемпионата мира по футболу в 2018 году и Всемирной выставки ЭКСПО в 2020 году. И Мундиаль, и EXPO предполагают, что на Урал съедутся десятки, и даже сотни тысяч гостей, что может, если опираться на тезисы Гришанова, существенно сказаться на росте цен на проезд в общественном транспорте. Впрочем, скорее всего, расходы, связанные с провозом туристов, транспортники начнут закладывать в тариф не непосредственно перед событиями, а заранее.
Чиновников – на вилы, народ – на пешие прогулки
Как отмечает корреспондент «Нового Региона», рядовых екатеринбуржцев повышение цен на проезд в муниципальном транспорте не порадовало. Более того, 20% рост вызвал целую волну негодования среди горожан. «23 рубля за трамваи, которые вечно ломаются и идут не по маршруту? За маршрутки, которые стоят битком набитые по 10 минут на остановках? За автобусы, которые еле плетутся по дорогам, которые не могут нормально отремонтировать? Я надеюсь, что людей это все уже достанет, и они что-нибудь больше массового мычания на площади возьмут и наконец-то сделают», – пишет екатеринбуржец Александр Игонин.
Другие горожане сравнивают цены на проезд в Екатеринбурге с тарифами других городов. «Еще чуть-чуть и будет стоить как литр бензина... Почему-то в Челябе и Перми цены не поднимают... А у нас тут под Москву косят что ли?! Совсем оборзели, – считает житель города Тимофей Фролов. – А ведь еще говорят, что, мол, пересаживайтесь на общественный транспорт».
«Они придурки! Пусть сначала поднимут зарплаты, а потом поднимают цены на проезд! Как будто у них транспорт сделан из золота, что не могут купить новый. Сначала нужно сделать, чтобы было удобно пассажирам. А потом стрясать деньги с людей!», – уверен Данила Леонтьев.
Некоторые граждане даже предлагают бойкотировать перевозчиков. «Надо всем отказаться от поездок хотя бы на неделю, тогда больше не будут поднимать цены», – пишет екатеринбуржец Эдуард Фазлинуров. Кроме того, в соцсетях уже создано сообщество граждан, которые в знак протеста будут ходить пешком. Правда, таких желающих нашлось немного.
Другим повышение цен на проезд кажется еще одним сигналом к скорым народным бунтам. «Все больше и больше из народа денег тянут, скоро вход в магазин платный сделают, – уверен горожанин Игорь Казанцев. – Около краю уже страна наша, всё ... Или восстание будет или война или ещё что-нибудь».
Ссылки по теме:
С 1 октября плата за проезд в Екатеринбурге поднимется до 23 рублей >>>
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
Екатеринбург. Другие новости 19.09.12
«Облкоммунэнерго» договаривается с поставщиками ресурсов и начинает отопительный сезон в муниципалитетах. / Детдом и женский монастырь в Тагиле стали «ссорящимися соседями»: одних не устраивают похороны, других – веселые празднества. ФОТО. / Пожар в центре города напугал екатеринбуржцев – жители подумали, что горит Цирк. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».