В Екатеринбурге на сцене музея «оживили» творчество Бориса Рыжего (ФОТО)
В музее Литературной жизни Урала «оживили» творчество Бориса Рыжего, создав на трех квадратных метрах маленький Екатеринбург, в котором актеры читают стихи руками. В ближайшие две недели здесь будет идти перфоманс «Рыжий», поставленный в рамках второй уральской биеннале.
Перфоманс «Рыжий», посвященный творчеству уральского поэта, покончившего жизнь самоубийством в 2001 году, поставил режиссер и актер «Коляда-театра» Александр Вахов. Он сознательно отказался от обычных театральных подмостков, отдав предпочтение музею писателей Урала, в котором есть экспозиция про Бориса Рыжего.
Перфоманс в данном случае начинается с улицы. Еще на подходе к музею выставлена инсталляция Эдуарда Кубенского, которая представляет собой то ли деревянные лабиринты, то ли раскрытые деревянные книги, сколоченные из досок, исписанных стихами Рыжего.
Сам перфоманс начинается тем, что вас встречает скрипач, а затем и главный герой – Борис Рыжий (актер «Коляда-Тетра» Антон Макушин), одетый в кожаный плащ не по размеру и в кожаной кепке. Распахивая двери, поэт будто приглашает заглянуть в его мир, в его личный рай и ад – в промышленный уральский город с его широкими проспектами, трубами заводов и бродячими псами.
Проходя вслед за актерами во второй зал, зрители, и правда, оказываются в Екатеринбурге: благодаря проекции почти все стены превратились в проспект Ленина, по которому ходят люди, ездят машины. Когда Рыжий заходит в этот «город» возникает ощущение, что поэт и город – одно целое: машины едут сквозь него и по нему, а он темной тенью нависает над Екатеринбургом. «Промышленной зоны красивый и первый поэт» действительно всю свою жизнь прожил на Вторчермете и многие его стихи посвящены уральским городам.
Более 20 стихов, выбранных режиссером, выстроены в определенной драматической последовательности, поэтому зрителям кажется, что они видят разного Рыжего: жителя промзоны, влюбленного мальчишку, «гражданина поэта», но всегда одинокого, даже в компании близких. Все время перфоманса за поэтом как тень следует скрипач, и то протяжные, то резкие звуки инструмента дополняют лирическую нить.
Трое «глухонемых» на сцене «читают» стихи руками – языком жестов, не произнося при этом ни слова. «Любовь важнее смерти», – «говорят» руки вновь и вновь по ходу действия, но это не убеждает Рыжего, он постепенно угасает, а вместе с ним исчезает и Екатеринбург: одна за другой стены зала чернеют, пропадают люди, дома, машины. «Я умираю тоже, здравствуй, товарищ Блок…».
«Может, он бы сейчас и не сделал так. Значит, ему совсем тяжело было. И никто не позвонил в тот момент. Вот позвонил бы, и может не сделал. Ребенок бы из школы пришел…», – спутано произносит слово за словом с вновь загоревшегося экрана жена покончившего с жизнью Бориса Рыжего Ирина, ведь «любовь важнее смерти».
Но Борис Рыжий покончил жизнь самоубийством 7 мая 2001 года, не дожив 2 дня до своего 27-летия. После себя поэт оставил более 1300 стихов, которые литературные критики до сих пор не могут классифицировать, и которыми зачитываются многие жители Екатеринбурга и всей России, потому что каждый находит в творчестве Рыжего что-то свое. Перфоманс в музее Литературной жизни Урала будет идти еще 6 раз: 21, 22, 27, 28 сентября и 3, 4 октября.
На подходе к музею выставлена инсталляция Эдуарда Кубенского, которая представляет собой то ли деревянные лабиринты, то ли раскрытые деревянные книги, сколоченные из досок, исписанных стихами Рыжего.
Зрителей встречает скрипач, а затем и главный герой – Борис Рыжий (актер «Коляда-Тетра» Антон Макушин)
Режиссер спектакля Александр Вахов сознательно отказался от обычных театральных подмостков, отдав предпочтение музею писателей Урала, в котором есть экспозиция про Бориса Рыжего.
«Промышленной зоны красивый и первый поэт» всю свою жизнь прожил на Вторчермете и многие его стихи посвящены уральским городам.
Трое «глухонемых» на сцене «читают» стихи руками – языком жестов, не произнося при этом ни слова.
Екатеринбург, Ольга Тарасова
© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».