В Екатеринбурге проблемы дольщиков уступили место проблемам жителей «малоквартирников»
Проблемы дольщиков, брошенных обанкротившимися строителями многоэтажек, уходят в прошлое. Взамен этого появились жертвы новых обстоятельств – граждане, купившие квартиры в домах, которые построены на участках для индивидуального жилья. Уральцы тратят миллионы на дома, которые сначала «разрешают», а потом требуют снести. Варианты решения проблемы – в материале «Нового Региона».
В Екатеринбурге становится все более популярным малоэтажное строительство, отмечает корреспондент «Нового Региона». Моду на него ввели еще в прошлом году при содействии областных и городских властей, когда прошлым летом с большой помпой был открыт поселок «Светлореченский», позиционировавшийся как крайне недорогое и удобное жилье, особенно подходящее для молодых семей.
Между тем, подобные «прожекты» стали появляться в Екатеринбурге все чаще, в основном, на окраинах Юго-Запада и Уралмаша. При этом и цены у квартир в этих трехэтажных домах крайне невысокие – например, «однушку» можно купить, имея всего миллион рублей. Тогда как цены на однокомнатные же квартиры в непрезентабельном виде, в домах старой постройки и в большой удаленности от центра стоят около двух миллионов.
На что «ведутся» екатеринбуржцы?
Конечно, огромная разница в цене должна бы насторожить потенциального покупателя, однако граждане, испорченные и измученные квартирным вопросом, крайне легко покупаются на откровенную «халяву» под аккомпанемент уговоров продавцов и застройщиков. В основном, используется тот аргумент, что при постройке такого дома компания-застройщик – это исключительно подрядчик, работающий на средства, вложенные покупателем, который фактически «строит сам для себя».
Но на деле низкая цена обусловлена несколько иными факторами, отмечает корреспондент «Нового Региона». В частности, земельным вопросом. Так, участки, на которых построены такие трехэтажные «многоквартирники», предназначены для индивидуальной застройки – например, коттеджей. Тогда как строительство жилья на несколько квартир запрещено. В связи с этим екатеринбургские власти, сами же выдававшие разрешения на строительство на данных участках, требуют сноса таких построек. Объяснения, которые дают в мэрии на этот счет, просты – чиновники действительно выдают разрешения, но не уполномочены проверять, что на них строится фактически.
Интересна здесь и позиция покупателей. В частности, на августовской пресс-конференции, посвященной данной проблеме, руководитель общественного движения «В защиту прав участников строительства жилья» Анна Криндач обвинила в том, что людей вводят в заблуждение не только застройщики и продавцы, но и чиновники, которые никак не следят за ходом строительства таких домов. «Мы считали и считаем, что незаконное малоэтажное строительство в Екатеринбурге является аферой чистой воды. Подумайте, вдруг внезапно власть у нас прозрела и объявила это строительство незаконным, – заявила она. – Данная афера не могла осуществиться без явного попустительства со стороны администрации города Екатеринбурга и правоохранительных органов, которые должны осуществлять контроль за соблюдением закона в сфере строительства».
Законодатели могут решить проблему
Действующее законодательство, к сожалению, проблему никак не решает – четкого пояснения, как нужно поступать с такими незаконными постройками, просто нет. С одной стороны, застройщик хитрит, объявляя, что дом не многоквартирный, а просто большое здание «для одной дружной семьи», соответственно, квартиры идентифицируются не как отдельные жилые помещения, а как комнаты. И де-юре здесь придраться, а, значит, снести дом или вовсе искоренить такое явление, как строительство «многоквартирников» на землях под частную застройку, нельзя. С другой стороны, когда противники такого строительства доказывают, что постройка незаконна и требуется ее снос (а такие прецеденты уже были), страдают обычные граждане, которые всего лишь хотели иметь собственное жилье. Пока что все решается в рамках судебных исков, при этом екатеринбургские служители Фемиды, в основном, остаются на стороне граждан. Однако очевидно, что проблема должна быть решена на законодательном уровне – законотворцы должны издать нормативный документ, который предусмотрел бы «легализацию» такого жилья либо же поставил полный запрет на строительство таких домов.
Так, сейчас на уровне в СНиПов понятие «малоквартирный дом» вообще отсутствует, хотя понятно, что описанные выше постройки могли бы быть отнесены именно к такой категории. Например, ресурсов жители такого дома будут потреблять больше, чем владельцы простого коттеджа «на одну семью», но в разы меньше, чем жители большого многоквартирного дома, скажем, на 100 квартир. Напомним, одна из причин, по которой такие постройки, в частности в Екатеринбурге, требуют снести, – это предполагаемая перегрузка коммуникаций, которые не «вписаны» в проект дома. Соответственно введение в законы новой категории домов позволило бы прописать обязательства для застройщика, в том числе, в части проектных работ.
Еще один вариант решения проблемы, правда, уже не в пользу строителей – введение контроля Госстройнадзора над такими объектами, в том числе по процедуре ввода в эксплуатацию (сейчас необходимость в ней отсутствует). Кроме того, если бы власти публиковали информацию о выделенных под индивидуальное строительство землях, потенциальный покупатель квартиры смог бы лично убедиться, на каком участке строится его дом, и уберечь себя от рискованной сделки.
Что думают горожане
Добавим, что у самих екатеринбуржцев мнения о малоэтажном строительстве на землях под индивидуальное жилье весьма разные. «Если бы у нас законодательно разрешили строить такие дома с выделением квартиры в натуре, появилось бы много мелких конкурентных застройщиков. Цены на жилье бы рухнули, – считает форумчанин «Сомалийские пираты». – Никому это невыгодно, поэтому такие вот препятствия и ставят в виде – это земля только для частного дома, а для многоквартирного земля уже по другой цене. Невыгодно это ни чиновникам, ни крупным застройщикам. Цены на квартиры должны расти и точка!».
Другие считают, что в случае законодательного разрешения вопроса в пользу строительства на землях ИЖС, ситуация усугубится. «Как только их «разрешат» все ваши дачи, садовые участки, домики превратятся в шалашики и нищебродские кварталы, – пишет пользователь «Еще не назвали». – Это же трущобы строят, натуральные мусорные кварталы как в Китаях и Индиях всяких. Строят их для маргиналов. Там начиная от материалов, фундамента и отделки заканчивая всеми коммуникациями от воды и газа, до электричества рассчитано на 1 семью! Опомнитесь! Это нифига не таунхаусы – это домики самого первого из трех поросят».
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».