В России началась тихая подготовка к замене «ельцинской» Конституции Главными ценностями россиян предлагают сделать не гражданские свободы, а общинность и коллективизм
Российская власть, по всей видимости, берет курс на усиление реакции. Примеров тому много – средневеково-церковный процесс над Pussy Riot, недавний крестный ход, где президента Путина и губернатора Полтавченко именовали «высокопревосходительствами». Теперь пришла очередь «ельцинской» Конституции, которую предлагают поменять на новую. К написанию документа причастен президент «РЖД» Владимир Якунин, которого считают личным другом Путина. Главными ценностями россиян предлагают сделать не гражданские свободы, а общинность, коллективизм и отказ от материального благополучия. Анализируя происходящее, политологи опасаются, что к выборам-2018 Россия окончательно впадет в мракобесие.
Старая-новая «нацидея»
Альтернативная ныне действующей Конституция России впервые была презентована общественности в мае этого года. Произошло это не без участия государства – информационной площадкой стал главный печатный орган правительства РФ – «Российская газета». Среди авторов Конституции значился президент ОАО «РЖД», а по совместительству руководитель кафедры госполитики факультета политологии МГУ Владимир Якунин. И этот факт не мог не обратить на себя внимания: г-н Якунин связан узами дружбы с президентом Владимиром Путиным. Можно предположить, что он как минимум ставил в известность нынешнего главу государства о работе над новой Конституцией страны. Возможно, даже консультировался.
Тем не менее, официально инициатором написания этого документа считается другое учреждение – Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. Что также не может не озадачить – вначале Якунин был, но после неоднозначной реакции общественности на появление «Конституции», его имя стали подчеркнуто отделять от этой работы.
Корреспондент «Нового Региона» пообщался с представителями Центра с тем, чтобы подробней узнать, чем именно не устраивает науку действующая Конституция и зачем они пытаются реставрировать ценности дореволюционной России. На вопросы агентства ответила исполнительный директор Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Надежда Пак.
– Н.Р. Надежда Константиновна, скажите, зачем России понадобилась вдруг новая Конституция – чем нынешняя не угодила?
– Н.П. Это научная работа, точнее квинтэссенция большой научной работы. Ее цель – организовать новую модель жизнеустройства России, которая приведет к принятию новой Конституции страны. Действующая Конституция определяет происходящие неуспехи нашего государства. Наш проект научно выверенный, абсолютно доказательный, и проверенный математическими методами. Мы разработали его небольшой группой и выложили для общественного обсуждения. А может быть и для принятия, если найдутся заинтересованные политические партии и движения.
– Н.Р. Никто пока на вас не выходил с предложениями ее принять?
– Н.П. Проект становится все более известным. Его все больше обсуждают, критикуют. Работа большая – он не повторяет ничего известного, он не шаблонен. Поэтому когда люди начинают его критиковать «с кондачка» – а вот нам кажется, так. Но это не научная категория – я так думаю или, кажется. Вы докажите. У нас национальная идея вышла в шести томах. Туда вошел не весь исследовательский материал.
– Н.Р. Ну, вот какой видится национальная идея России? Ведь как раз сейчас власть находится в ее активном поиске…
– Н.П. Концентрированно она звучит так: «Моя страна должна быть, это главное». Бытийствовать, понимаете? Но страна не может быть всегда, если она устроена неправильно. Поэтому надо понять, что должно делать общество и государство, чтобы все было правильно. Все это расписано в шести томах.
– Н.Р. Скажите, а зачем понадобилось менять толерантную формулировку «Мы многонациональный российский народ»?
– Н.П. Вы знаете, сколько русского народа в процентном соотношении среди жителей России? В испанской конституции написано: мы, испанский народ и другие народы, населяющие Испанию. Там представителей титульной нации чуть больше 60%. А Россия на самом деле мононация – 85% составляют русские. Опять же – это не есть подчеркивание какой-то особости. Надо называть вещи точно, потому что рано или поздно эта мина замедленного действия взорвется. В некотором смысле подчеркивание, конечно есть. Но это ведь становой хребет, несущая конструкция. Если не дай Бог, развалится Россия, то всем нетитульным нациям мало не покажется. Если кто-то и выживет, то только русский народ, всех остальных просто сметут. Единственное, кто может сохранить все нетитульные нации – это российский народ. Но в России все должно быть жестко, четко и правильно. Русский народ несет такую гигантскую ответственность перед историей маленьких народов. Это накладывает большую ответственность.
– Н.Р. В чем же вы видите выход для России?
– Н.П. Сейчас происходит развал привычных ценностей. Никто уже не знает, что такое добро и зло. Мало того, это считается нормальным – у каждого свое представление о добре. Главным становится потребительская психология – все это ведет к кризису цивилизации. Нужна модель нравственного государства, как единственный, но нескорый выход для человечества. Либо общество вернется к этому – стремлению строить нечто, что на языке религии называется «по образу и подобию», либо через какое-то время закончит свое существование. Ну, некуда больше капитализму расширяться.
Что касается нынешней Конституции России, то в ней, как и в жизни, мы уходим от ответов на главные вопросы – о ценностях общества. Те ценности, которые имеют отношение не к цене, а выходят за рамки меркантильного интереса. Когда нечто считается священным, важным и ценным. Мы назвали это «высшие ценности Российского государства».
Подробным образом мы выписали все, что для нас ценно. В первую очередь – сама Россия. За эту ценность отдавали жизни наши отцы и деды. Во-первых, это ценно, потому что нам передали это государство. Во-вторых, Россия ценна и для остального мира, потому что отсюда может прозвучать какая-то новая парадигма. Т.е. Россия может сказать какое-то новое слово.
– Н.Р. В вашей работе есть и другой тезис – что ельцинская конституция, т.е. нынешняя – себя не оправдывает и что ориентация на западную и американскую модель – губительна для России.
– Н.П. Давайте вспомним ее принятие – ситуация была сложная и некую стабилизирующую роль она выполнила. Мы проанализировали многие конституционные уложения – Конституции России с самой первой.
– Н.Р. Это свод законов Российской империи?
– Н.П. Да, и его в частности. И выяснилось, что действие конституции в среднем 10-15 лет. Ничего страшного. Когда принимали нынешнюю Конституцию, были планы, надежды. Теперь выясняется, что можно делать коррекции. Они возможны, уместны и они наступили. Это нормальная практика время – жизнь конституции ограниченно.
– Н.Р. Скажите, был ли все-таки на эту работу госзаказ?
– Н.П. Нет – это была наша инициатива, хотя нам приписывают каких-то авторов. В этом смысле мы правдиво и легко смотрим на вещи. Но вероятно да, нас подозревали в госзаказе. Когда мы это начинали, в общем, мы, наверное, даже осуждались бы. Мы работали над Конституцией три года и выдали ее только в этом году.
– Н.Р. Приходят ли отзывы на документ?
– Н.П. Очень много. Есть у нас площадки, где такие обсуждения проходят. Приходят и письма. Но пока не столько по Конституции, а скорее по национальной идее.
Есть в интернете блогер «Русский мальчик». Зовут его Эдуард, он работает у нас (в Центре, прим. НР). У него много разборов отдельных частей Конституции – мне этот анализ нравится.
«Русский мальчик»
И в самом деле, как мог убедиться корреспондент «Нового Региона» блогер «Русский мальчик» является чуть ли не главным популяризатором альтернативной Конституции в Интернете. Этот же сотрудник Центра анонсировал презентацию Конституции на площадке «Российской газеты» при участии Владимира Якунина и подробно разбирал ее положения. Некоторые из этих «выкладок» представляют интерес, но самое главное – вносят ясность в традиционалистскую идеологию Конституции, о которой научные сотрудники Центра пока не готовы заявлять СМИ официально. Видимо, опасаясь резкой реакции общественности.
Приведем несколько цитат из этого разъяснительного анализа:
«…Единственное, что способно противостоять разрушительным программам-теориям (главным образом, либерализму, прим. НР), – это жизнь по заповедям, согласно традиционным христианским высшим ценностям, которым пытались следовать праотцы и которым должны следовать все потомки. Самая искусная и красивая теория о том, как нам правильно обустроить Россию, пасует перед высшими ценностями, если они живут в сердцах людей и ими руководствуются при принятии ответственных решений.
– Предлагаете свято чтить частную собственность? – А как же наша традиционная высшая ценность коллективности и соборности? Как может быть святыми личные интересы, если у нас издавна святы именно общие интересы?
– Призываете насильно всё отнять и поделить? – А как же единение, сопереживание, взаимопомощь, человеколюбие и неприятие насилия, согласно которым наши предки жили сотни лет до 20 века?
– Россия для русских? – А как же вековые дедовские традиции равноправной жизни каждого человека на Руси? Всех народов, народностей, братьев и сестёр. Куда прикажете деться той всемирной русской отзывчивости, видящей в каждом порядочном человеке русского? Уже не говоря о том, как вы определите русских по крови и куда деваться русскому татарину?
Повторюсь: русский мир должен наконец-то прекратить попытки объяснить мироздание красивыми теориями и вспомнить о своих простых истинах. Хватит! В 20-м столетии от марксизма-большевизма (в 1917г.) и либерализма (в 1991г.) мы потеряли десятки миллионов лучших людей, и больше не имеем никакого права на идеологические эксперименты. На игнорирование сущности русского мира».
Мнение экспертов
В свою очередь политологи уверены – данная работа практически не могла быть проведена без наличия заказа со стороны властных или околовластных структур. Так, замдиректора Института философии и права УрО РАН Константин Киселев не сомневается – это не первая и не последняя попытка «информационного вброса, который работает в логике российской власти уже примерно год». «Это логика может быть описана одним словом: традиционализм. Это отказ от опоры на слои, которые действительно связаны с прогрессом – интеллигенцию и средний класс. Это опора на традиционалистские слои, для которых важны ценности наподобие самодержавия, православия, народности», – отмечает ученый.
По словам Киселева, такая риторика адресована к бедным слоям российского общества и даже близким к люмпенским. «Это тренд последнего времени и тренд для России очень негативный. Потому что за традиционализмом стоит отказ от даже тех минимальных либеральных преобразований, которые все-таки правительство проводило», – уверен Константин Киселев.
Он указывает на главное противоречие традиционалистского курса, который берет федеральная власть: «С одной стороны это вступление в ВТО, а с другой – «не пустим Запад, мы самобытные, уникальные, Америка – это зло, а мы – народ-богоносец». Иными словами – с одной стороны это провозглашение открытости миру, с другой стороны – жесткий акцент на псевдоуникальность и особость российской цивилизации.
Политолог также связывает прошедший 4 ноября в Санкт-Петербурге крестный ход, который завершился молебном за здравие «высокопревосходительств» президента Владимира Путина и губернатора Георгия Полтавченко и заявления о том, что стране нужна новая Конституция. «Сто процентов здесь есть связь. Можно быть уверенным, что если все это будет продолжаться, то к следующим выборам Россия окончательно впадет в мракобесие. И выход из этой ситуации будет много сложней, нежели 5-6 лет назад или даже 1-2 года назад».
При этом собеседник «Нового Региона» не исключает, что написание Конституции связано с госзаказом. И добавляет, что заявления ее авторов о том, что Конституции стран существуют по 10-15 лет – не соответствуют действительности. «Если мы будем брать американскую конституцию, то ей сотни лет. Говоря о Европе, можно привести Францию – действующая конституция пятой Республики была принята в 50-е годы XX века», – указывает Константин Киселев.
Москва, Александр Родионов
© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».