AMP18+

Екатеринбург

/

«Самый лучший», «единственный в мире» – «золотой век» свердловских заводов-гигантов (ФОТО) Спецпроект «Нового Региона» «Урал – опорный край Державы?»

«Новый Регион» продолжает спецпроект «Урал – опорный край Державы?», посвященный одной из самых актуальных в Свердловской области тем – возрождению промышленности и престижа рабочих специальностей. В прошлом выпуске мы рассказали о том, как зарождалась промышленность в Екатеринбурге и какие предприятия обеспечивали Российскую Империю золотом, монетами и металлом. Сегодня «Новый Регион» расскажет о самом значительном и эпохальном для всей уральской промышленности этапе – о развитии производства во времена СССР и Великой Отечественной войны. Какой завод выпустил первые в мире шагающие экскаваторы, какие предприятия снабжали фронт «Катюшами» и танками – в материале «Нового Региона».

По команде Сталина Свердловск превратили в индустриальный центр России

В XX век Екатеринбург вошел с населением 50 тысяч человек, 50 крупными предприятиями с оборотом 4 миллиона 70 тысяч рублей и более 300 небольшими кустарными мастерскими. А уже спустя 30 лет, к концу 1930-х годов в переименованном Свердловске насчитывалось 140 крупных и средних промышленных предприятий, 25 научно-исследовательских институтов и 12 вузов.

В годы революции промышленности уделялось не столь большое значение, первостепенной задачей было установить власть в городе. Но после 1923 года, когда Екатеринбург (с 1924 года – Свердловск) стал административным центром огромной Уральской области, город стал активно развиваться как в сфере строительства и быта, так и в сфере производства.

Так как в 20-30 годы Свердловск застраивался, а значит, появилась необходимость развивать частное производство. Повсюду открывались пекарни, швейные и сапожные мастерские, заводики по металлообработке. В 1927 году появилось первое предприятие промышленного хлебопечения – Свердловский хлебозавод.

Но в пик развития Свердловск стал входить в годы сталинской индустриализации, когда в городе начали возводиться крупнейшие в России предприятия, а также жилые кварталы для их работников. Буквально за 10-15 лет Свердловск из провинциального уезда превратился в мощный индустриальный центр страны. Были построены самые мощные заводы в России – «Уралмаш», «Дормаш» (будущий «Уралкомпрессор»), «Уралэлектромашина» («Эльмаш»), Уральский турбомоторный, завод тяжелого химического машиностроения («Химмаш») и многие другие. За это время благодаря приезду специалистов и застройке кварталов население Свердловска возросло более чем в 3 раза, и он стал одним из самых быстрорастущих городов СССР.

Так, в 1933 году завершено строительство будущего флагмана отечественного машиностроения – «Уралмашзавода». Его проект был разработан ленинградскими учеными таким образом, что учитывались все успехи западно-европейской и американской техники в области тяжелого машиностроения. Чтобы обеспечить завод высококвалифицированными рабочими и техническим персоналом – то, к чему стремятся современные власти Среднего Урала – проект изначально предусматривал создание учебного центра и жилищное строительство в необходимом количестве. То есть правительство СССР понимало, что привлечь хороших рабочих на завод можно лишь, обеспечив их хорошей материальной базой, жильем и возможностью переподготовки. Сразу после запуска Уральский завод тяжелого машиностроения стал специализироваться на выпуске экскаваторов, дробилок, доменного и сталеплавильного оборудования, прокатных станов, гидравлических прессов и многого другого оборудования, которое снабжало заводы по всей стране. Такого гиганта, как «Уралмаш», не было больше нигде в СССР.

В 1932 году севернее Свердловска в лесу развернулось строительство Аппаратного завода – первого в составе комбината «Уралэлектромашина», коротко – «Эльмаш». Сейчас это название сохранилось только в названии микрорайона. Проект комбината предусматривал заводы: турбинный, турбогенераторный, электромашин, трансформаторный, гидрогенераторов, ряд обслуживающих и комплектующих предприятий. Но таким многопрофильным завод стал уже в послевоенные годы, тогда же он получил название «Уралэлектротяжмаш». Так как в первую пятилетку по всему Советскому Союзу строились десятки, если не сотни предприятий, всем им требовались электропечи с механизмами для выплавки сталей, сплавов, для закалки труб. И «Уралэлектротяжмаш» только до войны, изготовил таких печей около пятисот. А в 1938 году было освоено производство трансформаторов, которые также доставлялись по всей стране.

Еще один советский гигант – Уральский турбинный завод – самостоятельным стал в 1938 году. Проектом УТЗ предусматривался выпуск турбин для военно-морского флота. Позднее «турбинка» обеспечивала турбинами ГРЭС всю страну, а также ряд дружественных социалистических республик.

Военный Свердловск: заводы-гиганты выпустили сотни тысяч военных машин и снарядов

Благодаря базе, сформированной в годы сталинской индустриализации, а также отдаленности от границ, Свердловск в годы Великой Отечественной войны стал эвакопунктом для большинства стратегически важных предприятий. Сюда было эвакуировано около 60 крупных и средних предприятий из западных регионов России и Украины. Некоторые из них сливались с однопрофильными, другие становились основоположниками новых отраслей свердловской промышленности.

«Уралмаш» принял у себя Ижорский завод и ряд других предприятий, что превратило завод в гигантскую и мощную площадку по производству бронетехники. За годы войны здесь было изготовлено свыше 19 тысяч бронекорпусов для различных боевых машин, 30 тысяч полевых и танковых орудий, 7,1 тысяч башен тяжелого танка «Клим Ворошилов», более 5 тысяч самоходных артиллерийских установок.

«Уралэлектротяжмаш» принял у себя Ленинградский «Электроаппарат», Харьковский электромеханический, преобразовательное производство ленинградской «Электросилы». Почти вся номенклатура этих заводов была освоена в условиях военного времени, что помогло увеличить добычу сырья, выплавку металлов, так что в каждом самолете, танке и снарядах был заложен труд заводчан. На завод также прибыл c людьми и оборудованием Воронежский «Коминтерн», первым начавший производить знаменитые «Катюши», а также Брянский завод «Профинтерн» с производством реактивных снарядов. За годы войны на заводе было выпущено: 1751 миномет «Катюша», 330121 снаряд к ним, 1275299 45-мм противотанковых снарядов, а также саперные лопаты и ротные минометы.

Отличились в годы ВОВ абсолютно все предприятия Свердловска. Верх-Исетский завод, единственный из «военных» появившийся еще в императорской России, в короткий срок освоил выплавку сталей для военной промышленности. Машиностроительный завод им. Калинина изготовил несколько тысяч зенитных установок 85-го калибра и противотанковых пушек 45-го калибра. «Уралтрансмаш» перешел на выпуск танков Т-60 и комплектующих для «самоходок». Каждый четвертый советский танк выходил с двигателем, выпущенным на Уральском турбомоторном заводе.

После эвакуации в Свердловске появилось много новых заводов, некоторые из которых существуют по сей день. Эвакуированный из Киева завод «Большевик» способствовал появлению завода-гиганта химического машиностроения – «Уралхиммаша», на базе оборудования Охтинского химического комбината возник Свердловский завод пластмасс. Оптико-механический завод (создан в 1850 году в Москве) свою историю в Свердловске начал также с эвакуации, и по сей день производит оптические принадлежности и медицинские инструменты. НПО «Автоматики» создали на базе эвакуированного Киевского радиозавода, во время войны здесь изготавливались танковые переговорные устройства, а сегодня ведутся космические разработки.

В целом, за годы войны объем промышленного производства в Свердловске вырос в 7 раз.

Послевоенные годы, перестройка и распад предприятий

В послевоенное время Свердловск еще несколько десятилетий остается крупнейшим центром машиностроения и металлообработки, две эти отрасли дают к 1973 году свыше 60% продукции всех промышленных предприятий города. Заводы становятся мировыми новаторами в производстве профильной для них продукции.

Например, в 1947 году «Уралмаш» первым в мире организовал серийный выпуск карьерных экскаваторов с определенными ковшами, а в 1958 году был выпущен первый шагающий экскаватор, в 1975 году – самый крупный и мощный в СССР его экземпляр. Турбомоторный завод выпустил в 1961 году самую мощную в мире теплофикационную паровую трубу. «Уралэлектротяжмаш» единственный производил оборудование для крупнейших в стране электростанций. УЗТМ был почти монополистом по выпуску буровых установок для добычи нефти, завод имени Калинина – по выпуску малогабаритных электропогрузчиков. И продолжать список достижений свердловской промышленности в тот период можно еще долго: почти каждое достижение характеризовалось как «самое», «единственное в стране или мире».

Для нужд растущего города появляются новые предприятия, ориентированные на потребительский рынок: птицефабрика, завод ЖБИ, фабрика «Уралобувь», камвольный комбинат, жировой комбинат – словом, все те предприятия, которые десятилетиями кормили, поили и одевали жителей Свердловска. Некоторые из них, хотя и немногие, сохранились до сих пор.

К 1965 продукция заводов Свердловска идет на экспорт в 56 стран мира. Но в годы холодной войны Свердловск, как ключевой центр оборонной промышленности СССР, был практически закрыт для посещения иностранцами.

В 70-е годы крупные предприятия разрослись настолько, что многие из них стали производственными объединениями, состоящими сразу из нескольких раскиданных по области заводов одного профиля, а также научно-исследовательских центров. Все это позволило успешно работать, создавать свои уникальные проекты и сбывать ноу-хау в другие страны вплоть до 80-х годов.

Однако к середине 80-х мощный научно-технологический потенциал был исчерпан. Промышленность Свердловска, как и всей страны, переживала период стагнации, и нужно было принимать какие-либо решения. Решением стала перестройка и переход к рыночной экономике, которые негативно отразились на многих сферах жизни города. Сокращалось производство на промышленных предприятиях, в особо тяжелом положении оказались инертные заводы-гиганты. В 1992 году, после распада СССР, распались и все создаваемые с таким трудом производственные объединения. Заводы стали самостоятельными, что многие из них привело к гибели.

На этом, можно сказать, «золотой век» свердловской промышленности был окончен. После распада СССР единственной возможностью выжить было заняться своим бизнесом или уйти наемником в чужой бизнес. Заводские профессии постепенно обесценивались: деньги рабочим не платили месяцами, производства простаивали и закрывались. То, что создавалось веками, и то, что сейчас пытаются вернуть власти России, было потеряно всего за 10 лет.

О промышленности Екатеринбурга после распада СССР – следующий материал спецвыпуска «Урал – опорный край Державы?».

Ссылка по теме:

Если б не Екатеринбург, Россия жила бы без металла, монет и золота / Спецпроект «Нового Региона» «Урал – опорный край державы?» >>>

Екатеринбург, Ольга Тарасова

© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Россия, Фоторепортаж,