Верховный суд РФ принял к рассмотрению кассационную жалобу адвокатов, защищающих интересы двух екатеринбургских полицейских в рамках резонансного дела «об оборотнях в погонах». Ранее (в октябре текущего года) областной суд Свердловской области признал оперуполномоченных Валерия Зиса и Эльвина Набиева виновными в том, что они не привлекли к уголовной ответственности серийного педофила Сергея Толстоброва, бравшего своих жертв «напрокат» в детских домах.
Напомним, уголовное дело в отношении сотрудников полиции было возбуждено по показаниям самого маньяка Толстоброва. Якобы полицейские, зная о совершенных им преступлениях, еще в 2010 году дважды покрывали его за взятку. Непривлечение к уголовной ответственности, утверждал на суде педофил, сотрудники УВД оценили в 200 тыс. рублей (общая сумма взяток). Но адвокаты Зиса и Набиева уверены, что Сергей Толстобров ввел сначала следствие, а потом и суд, в заблуждение и готовы предъявить неоспоримые доказательства невиновности полицейских.
По их мнению, решение дать показания против Зиса и Набиева педофил принял не потому, что раскаялся, а потому, что в 2011 году стал фигурантом громкого уголовного дела. И следователи СУ РФ по Свердловской области доказали его причастность к совершению насильственных преступлений в отношении 10 малолетних мальчиков (большинство из них – воспитанники детских домов. Семерых заманил домой приемный сын педофила, а троих он взял на выходные из детдома под предлогом возможного будущего усыновления).
«Тогда у Толстоброва, который вдруг вспомнил, что он год назад давал взятку сотрудникам полиции, и появился «мотив» отправить за решетку полицейских: неизвестная следствию информация об «оборотнях в погонах» давала ему право на заключение так называемого досудебного соглашения со следствием. Взамен педофил, который в течение почти двух лет (2009-2010 годы) регулярно насиловал подростков, мог рассчитывать на «половинку» срока (в итоге был приговорен не к 20 годам тюрьмы, а лишь к 12,5 годам лишения свободы в колонии строгого режима)», – уточняет адвокат Валерия Зиса Сергей Скочилов.
По версии педофила, 10 июля 2010 года он в 7 утра был доставлен лейтенантом Зисом в дежурную часть екатеринбургского ОМ №4, где ему сообщили о том, что он подозревается в совершении развратных действий (в данном случае речь, к счастью для ребенка, не шла о совершении Толстобровым непосредственно насильственных действий) в отношении несовершеннолетнего.
В 9 часов утра полицейские начали проводить устный опрос Толстоброва (это было первое заявление на него в полицию). На тот момент педофил имел безупречную репутацию – успешный предприниматель, благотворитель, человек, которому органы опеки позволили взять в семью ребенка из детского дома. В отделении милиции Толстобров отрицал свою вину, заявление подростка объяснял «банальной местью». Мол, его приемный сын накануне поссорился с потерпевшим , в отместку обиженный ребенок оговорил Толстоброва.
«Но, сознавая факт совершения преступления против половой неприкосновенности, я предложил должностным лицам Зису и Набиеву взятку. Набиев написал на листке бумаги – 100 тыс. рублей. За эти деньги они гарантировали мне алиби – пообещали «сформулировать» показания моего приемного сына так, чтобы моя невиновность была очевидной. В 11 часов 7 минут я в присутствии лейтенанта Зиса позвонил со своего мобильного телефона в банк, узнал, могу ли снять такую сумму. Затем мы сели в автомобиль и поехали сначала в банк снимать деньги, а потом ко мне домой, чтобы забрать приемного сына и доставить его для дачи сфабрикованных показаний», – утверждал Толстобров.
То, что показания педофила – вымысел, можно доказать, уверена сторона защиты, если расписать день «дебютного» задержания Толстоброва буквально поминутно – с момента появления в квартире подозреваемого правоохранителей. По оценке адвокатов, педофил не ошибся только в одном: он, действительно звонил в банк (звонок был сделан в районе здания ОМ №4).
«Толстобров утверждает, что в 11 часов 7 минут он, находясь в отделении полиции, в присутствии Зиса позвонил в банк. И он, действительно, звонил, так как именно в этот день собирался лететь вместе с приемным сыном в Турцию и ему были нужны деньги. Но Толстобров не мог звонить под контролем или по просьбе Зиса, поскольку Зис именно в это время, что подтверждается распечаткой телефонных разговоров, находился далеко от ОМ №4 на совещании в УМВД России по Екатеринбургу (ул. Фрунзе)» , – говорит адвокат Сергей Скочилов.
Более того, можно смело предполагать, опираясь на детализацию звонков и отчет сотовой компании о месте расположения базовой станции, которая зафиксировала звонок Толстоброва в банк, что и в банк Толстобров звонил не из ОМ №4 (ул. Бардина, 41), а из другого места.
Не выдерживает критики и версия Толстоброва, связанная с поездкой в банк, отмечает адвокат. По его словам, деньги он снял со счета и передал полицейским до того, как они опросили его приемного сына, но несовершеннолетнего свидетеля в ОМ №4 привезли до обеда (отпустили в 13.30), а деньги, что подтверждается выпиской из банка, Толстобров обналичил незадолго до вылета в Турцию – в 14 часов 34 минуты.
Стоит отметить, что в пользу полицейских готовы свидетельствовать мать Толстоброва и его приемный сын. Они оба заявили, что приемный сын Толстоброва был опрошен именно в первой половине дня, то есть до того момента снятия крупной суммы со счета бизнесмена.
В частности, мать педофила заявляет, что она 10.07.2010 года утром отправилась в ОМ №4 (ул. Бардина,41), чтобы узнать, в чем подозревается ее сын. Далее она видела, как сына посадили в машину. Женщина пешком (по сокращенному пути – 3-5 минут) пошла домой к Толстоброву (ул. Чкалова), а машина, в которой везли педофила, подъехала к подъезду (с учетом дороги, пробок и светофоров) через 10 минут. И за это время подозреваемый с полицейскими просто не могли доехать до улицы Толмачева (адрес банка), снять со счета деньги и домчаться до ул. Чкалова.
По версии педофила, Набиев и Зис (после якобы получения взятки) привели на допрос его пасынка примерно в 15.30, но судя по детализации звонков, полицейские в этот момент отсутствовали в ОМ №4. Что касается звонков самого Толстоброва, то, судя по ним, он и его приемный сын в 17 часов 25 минут уже находились в аэропорту.
«В этот день полицейским не хватило оснований задержать Толстоброва (позднее было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела). Приемный сын подтвердил версию приемного отца и обеспечил ему алиби. Педофила отпустили, через несколько часов он отбыл за границу», – говорит Сергей Скочилов.
Очень скоро в ОМ №4 поступил новый сигнал. На этот раз мама несовершеннолетнего ребенка сообщила, что в отношении ее ребенка Толстобров совершил именно насильственные действия сексуального характера. Для повторного допроса Толстоброва в ОМ по телефону пригласил лейтенант Набиев. И по версии педофила, полицейские вновь потребовали от него взятку, и вновь в размере 100 тыс. рублей (деньги якобы были даже переданы правоохранителям). Взамен преступнику полицейские вновь пообещали не давать хода заявлениям родителей потерпевших.
Но сторона защиты готова предъявить суду рапорт Зиса, в котором он просит прокуратуру возобновить расследования по делу педофила. И вскоре в СМИ появилась информация о том, что в Екатеринбурге орудовал серийный педофил.
«Позднее следствие выступило с заявлением – маньяка за деньги покрывали Зис и Набиев. По сути, Толстобров, подписывая досудебное соглашение, изложил реальные факты – в банк педофил звонил? Звонил. Крупную сумму денег именно в этот день снимал? Снимал. Другое дело, что он с этой информацией поиграл таким образом, что смог на ее основании обвинить правоохранителей. Редкий случай – полицейских обвинили исключительно по показаниям преступника – Толстоброва. Нет ни свидетелей, ни отпечатков пальцев на купюрах… Только слова педофила. В любом случае, следствие должно было тщательно проверить его показания», – рассуждает Сергей Скочилов.
У родственников полицейских есть своя версия, почему следователи безоговорочно поверили Толстоброву – вмешалась политика. «Дело «оборотней в погоне» вел следователь Юрий Еланцев, который в тот момент баллотировался на пост главы Березовского. И основным лозунгом его предвыборной программы была борьба с коррупцией, борьба с «полицейским беспределом». А тут резонансная история и конкретный пример. Мы предполагаем, что, следователь зарабатывал политические очки на данном уголовном деле – он беспрестанно давал интервью и снимался в телевизионных сюжетах. Другое дело, что за политическую популярность следователя и минимальный тюремный срок для Толстоброва сотрудники полиции заплатили слишком большую цену», – заявили родственники Набиева.
Напомним, Свердловский областной суд обвинил Зиса и Набиева в совершении преступлений, предусмотренных ч.5 ст.290 УК РФ и ч.2 ст.292 УК РФ и ч.1 ст.285 УК РФ. Подсудимых признали виновными в получении взяток, злоупотреблении полномочиями и служебном подлоге. Каждому из них назначено жесткое наказание – 8 лет тюрьмы.
Екатеринбург, Елена Васильева
Екатеринбург. Другие новости 11.12.12
Законопроект об ограничении негатива в СМИ уральские журналисты считают популизмом. / Сотни или тысячи жителей смогут претендовать на перерасчет за коммуналку – правила начисления «общедомовки» будут уточнены. / Итоги аттестации свердловских полицейских были сфальсифицированы, – прокуратура. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».