Тандем Куйвашев-Паслер: «временщики» или последователи Росселя-Мишарина? Эксперты пытаются оценить профессионализм «новой» команды
Прошло полгода с начала работы нового правительства Свердловской области. И за прошедшее время не раз создавалось впечатление, что оно «варится в собственном соку». Часть работы камбина можно наблюдать на ЖК-мониторе в фойе «Белого Дома» – там премьер Денис Паслер распекает министров. Но сделать выводы об эффективности или провальности метода сложно. Как нелегко составить представление о персональной эффективности министров: одни избегают публичности, другие «выходят в тираж», без серьезных поводов «отсвечивая» в СМИ. О результатах третьих вообще ничего неизвестно. Тем не менее, оценить эффективность работы команды Куйвашева-Паслера уже можно, и «Новый Регион» попросил сделать это экспертов из разных сфер деятельности.
«Чехарда» во власти
2012 год выдался для Свердловской области едва ли не самым трудным с начала «нулевых». Главным образом потому, что более-менее структура нынешней власти в регионе определилась лишь к лету. Этому предшествовало множество событий: запущенная экс-губернатором Александром Мишариным реформа правительства, потом его внезапная отставка и приход в мае к власти губернатора Евгения Куйвашева. После его назначения наметился новый тренд – при общем сохранении мишаринской правительственной структуры с ключевых министерских постов были «вымыты» почти все свердловчане. Их места заняли выходцы из Тюменской области – где-то они стали министрами, где-то первыми замами или возглавили правительственные подразделения. Ротации шли несколько месяцев, утихнув примерно к осени. Со стороны казалось, что реальной работы в правительстве на самом деле не идет – настолько затянулись там «перетряски». Жаловались и сами чиновники – мол, им трудно сконцентрироваться на работе – то ротации, то проверки выполнения поручений президента, то еще что-то.
К концу года было объявлено об отставке двух министров – культуры и строительства. Этому предшествовали бесконечные слухи об увольнении того или иного (или сразу нескольких) членов кабмина, которые недавно подкрепились исключением некоторых (Ноженко, Бондарев, Рапопорт) из состава президиума политсовета СРО «Единая Россия». «Это аппаратные знаки», – говорили «осведомленные» люди. И хотя исключенных из партийного органа не уволили из правительства, о «постновогодних» отставках Алексея Бадаева и Сергея Федорова губернатор уже объявил. Правда, никто толком так и не понял за что. Что самое интересное – не поняли, и сразу «забыли».
А ведь уже ставшая нормой «недоговоренность» обитателей «Белого дома» как раз и порождает множество вопросов и проблем. В первую очередь потому, что никто и никогда не стремится объяснить суть происходящего. Например, в этом году на Среднем Урале построили всего шесть километров автодорог. Показатель рекордно низкий, начиная с 2003 года. Однако региональный Минтранс даже не считает нужным объяснить суть происходящего – там просто молчат, словно министра Александра Сидоренко это не касается. А ведь именно г-на Сидоренко сотрудники некоторых «депутатских» компаний не знают не только по фамилии, но даже в лицо.
Потерянный год
«После неприятностей с Мишариным (декабрьская авария, прим. НР) «свистопляска» в правительстве шла такая, что не дай Бог. Этот год получился хуже, чем предыдущий. Потому что не было никакой стабильности в работе правительства – это очевидно», – говорит исполнительный директор Союза машиностроительных предприятий Свердловской области Андрей Бухмастов. И добавляет – в этой связи очень многие ожидания промышленников от работы правительства и законодателей остались неоправданными. В Союзе указывают: если прошлое правительство не смогло сделать программы социально-экономического развития региона и промышленной политики до 2020 года, то нынешним министрам сделать это пока также не удалось. Несмотря на обещания и уже даже запущенное экспертное обсуждение обоих документов.
При этом называют и положительные примеры работы областных чиновников. «Есть и позитив, – говорит Андрей Бухмастов – около 300 млн. рублей в этом году было выделено на поддержку промышленности». В качестве других положительных примеров указывают раздачу наград по итогам конкурсов профмастерства. А по итогам одного из последних таких конкурсов, кроме грамот губернатор Куйвашев распорядился выписать победителям премию в сумме 10 тысяч рублей. Бухмастов говорит, что это был конкурс среди «оборонщиков» – подобного не было уже лет 15 и не радовать возрождение такой практики, по его словам, не может.
«Реальные дела»
Приведенную выше фразу про «потерянный год» следует рассматривать скорее фигурально. Потому что в действительности за прошедшее время командой Куйвашева-Паслера кое-что сделано и достигнуто было. Другой вопрос, что наметив определенные ориентиры – скажем, борьбу за выставку «ЭКСПО-2020» или создание «Титановой долины», сегодняшняя областная власть не всегда указывает другие направления движения. И это вовсе не значит, что их нет, или что все подчинено воле «временщиков», как можно порой слышать. Возможно, что исполнительная власть просто не всегда готова грамотно и открыто говорить о своей работе. В том числе через призму конструктивной критики: когда признание, точнее, верное понимание ошибок позволяет наметить правильное решение.
Например, сегодня многие вспоминают про не готовые программы экономического и промышленного развития. Или про неудачные поиски самолета Ан-2, на которые потратили более 30 млн. рублей, но ничего и никого так и не нашли. А между тем в регионе есть, если не конкретные достижения, то уж точно серьезные подвижки в крупных проектах, отмечает корреспондент «Нового Региона». Так или иначе, но именно в последний месяц была достигнута поддержка (как на уровне лично Путина, так и МЭР, прим. НР) федерального центра по «Титановой долине». Уже отдано распоряжение о выделении 1 млрд. федеральных рублей, началась разработка земельного участка под Верхней Салдой.
Есть и другие примеры: наряду с отказом продолжать проект ВСМ-2, продолжаются работы по созданию регионального авиапредприятия на базе аэропорта «Уктус». Параллельно достаточно серьезно рассматривается возможность реконструкции аэродрома «Салка» под Нижним Тагилом. Кроме того, если сначала новые власти хотели отказаться от «добытого» Мишариным пакета акций аэропорта «Кольцово», то позже Евгений Куйвашев отклонил идею МУГИСО о продаже этих ценных бумаг. Данный пункт исключен из проекта программы по управлению госсобственностью на 2013-2015 годы. Объяснили этот факт осознанием, что правительство должно быть акционером этого стратегического объекта и влиять на его развитие. Очевидно, что в этом случае со стороны команды Куйвашева и правительства Паслера усматривается четкая преемственность с курсом Росселя-Мишарина. Притом, что именно первого губернатора Свердловской области – Росселя – в среде региональной политэлиты «хрестоматийно» принято считать главным поборником интересов Среднего Урала.
Сюда же относится продолженная командой Евгения Куйвашева работа над ИННОПРОМом, а также дальнейшее продвижение заявки Екатеринбурга на проведение выставки EXPO-2020 (заявочная книга города уже готова). К еще одному стратегическому успеху уже нынешней команды можно отнести завершение начинания Александра Мишарина по созданию на полигоне «Старатель» федерального демонстрационного центра боевой техники. Москва уже дала на это согласие. В свою очередь вице-премьер «по оружию» Дмитрий Рогозин вызвался лично поучаствовать в подготовке следующей тагильской выставки вооружения. Такая вице-премьерская активность как минимум для региона приятна, а возможно, будет и практически полезной.
Если абстрагироваться от ежедневных дежурно-рутинных сообщений губернаторского ДИПа и правительственной пресс-службы, то удастся разглядеть и «внутриполитические» достижения нынешней администрации. На самом деле Евгению Куйвашеву удалось одержать едва ли не главную политическую победу в качестве регионального лидера. Ту самую, на которую оказался не способен Александр Мишарин. А именно – Куйвашев «без единого выстрела» фактически подчинил себе ЗакСо, заставив его работать по своим правилам. Он лично встречается с фракциями, приходит к отдельным депутатам и результат не заставляет ждать уже на следующий день: парламентское большинство и отдельные избранники голосуют, «как надо». То же самое можно сказать и относительно ситуации в СРО «ЕР», где с переизбранием Виктора Шептия не произошло значимых потрясений, и установился пусть хоть и временный, но покой.
И получается таким образом, что начиная с мая 2012 года, сменщиками Росселя-Мишарина достигнуты весьма неплохие результаты. Впрочем, не будем забывать, что происходило это на фоне регулярных голодовок рабочих разных предприятий и сохраняющегося риска закрытия ряда производств – например, Режа. Все эти факторы даже заставили окружных чиновников «просчитывать» и посещать с визитами вероятные очаги новых социальных возмущений.
Но не стоит обольщаться – наряду с неплохими успехами у нынешней команды есть и серьезные проигрыши. Накануне стало известно об отказе ГК «Росатом» от прежних договоренностей, которые еще подписывали Сергей Кириенко и Александр Мишарин. Касались они развития Новоуральска – открытия там суперсовременного производства и повышения налоговых отчислений более чем на 2 млрд. рублей. Однако общественный совет «Росатома» решил не только ускорить свои планы, но и перенести их в город Северск Томской области. Причина такого шага пока никак не объясняется, но нельзя исключить, что Росатом насторожила социальная активность жителей Новоуральска, которая наблюдалась в последние месяцы, тогда как речь идет о развитии опасного производства.
В ряду других серьезных «провалов» – можно назвать потерю свердловскими властями контроля над проектом «Русский магний» в Асбесте. В результате покупки пакета ценных бумаг американцами, вице-премьер облправительства Александр Петров оказался смещен с поста председателя Совета директоров «Русского магния». И хотя через какое-то время ситуацию попытались отыграть (отправив повторную заявку на финансирование в ВЭБ), ценное время было потеряно. И не только время – фактически команда ученых специалистов «Русского магния» перестала существовать – новые хозяева их уволили. Эксперты указывают, что это отбросило современный проект не несколько лет назад.
«Временщики», уволенные и будущая команда
Почему получилось так, что власть в Свердловской области зачастую не готова говорить о своей работе, а о причинах увольнения министров забывают слишком быстро, даже не пытаясь их анализировать – сейчас гадают многие. Некоторые видят объяснение в том, что назначение на многие посты в Свердловской области (да и по всей стране) осуществляются не по принципу профессионализма, а личной или другого рода преданности. С другой стороны – подобный принцип выдерживается везде, в том числе, в бизнесе. Но такой подход в случае с властью в Свердловской области обернулся, как уже говорилось, замещением местных чиновников приезжими. Когда вакантные места были заполнены, а желающие из местных остались – это тоже послужило причиной некоего «внутрикорпоративного» отчуждения.
Эксперты высказывают мнение, что властные структуры еще будут меняться и отставки еще будут. Так, по мнению главы Уральской гильдии политконсультантов Константина Киселева, как раз во многом поведение чиновников обусловлено тем, что они «временщики», которые прекрасно это осознают. Эксперт считает, что в этом отношении – налицо сходство с командами Мишарина и Куйвашева. Оно просматривается не только в составе и принципе формирования правительства, но и в неукорененности в регионе его членов. «Отчетливо заметно, что многие члены правительства – люди в регионе временные. Они более преданы лично губернатору, а не интересам Свердловской области. И это проблема», – уверен г-н Киселев. По этой же причине люди из нынешнего правительства не внесли в принципы работы ничего нового, добавляет он.
Однако Константин Киселев уверен: прошедшие месяцы не прошли даром для исполнительной власти. Кроме того, хорошее впечатление на политолога производит деятельность премьера Паслера. «Правительство постепенно становится одной командой. Причем, не командой Свердловской области, а командой Куйвашева. И именно потому можно предсказывать новые отставки и на уровне первых лиц, и на уровне заместителей. Что касается Паслера, то его активность производит хорошее впечатление», – указывает собеседник агентства.
Отвечая на вопрос об итогах работы кабмина, Киселев указывает, что подвести таковые пока не представляется возможным: «Нет пока итогов. Выжили. Ничего не рухнуло. И, слава Богу».
Директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов, политолог Анатолий Гагарин отмечает, что начатая несколько месяцев тому назад в Свердловской области реформа исполнительной власти оказалась не законченной. «Эти преобразования (которые рядом экспертов, в том числе и мной, оценивались как потенциально перспективные и эффективные) не были завершены, и новый губернатор получил в наследство недореформированную команду и множество заявленных и начатых глобальных, сложнейших в осуществлении, проектов», – говорит Гагарин.
По его мнению, пока еще сложно сделать однозначные выводы о профессионализме новой команды. «Поскольку кабмин, (если смотреть со стороны), вынужден был «плыть по течению». Но вопрос в том, нужны ли нам, говоря по-столыпински, «резкие потрясения»? Мы видим некоторую динамику отношения к проектам прежней команды, от настороженного – до их поддержки. И это связано, судя по всему, с осторожной оценкой своих возможностей – лоббистских, организационных, технологических», – добавляет эксперт.
Однако и Гагарин считает, что критерии оценки работы свердловских министерств и их руководителей не прояснены, причины ухода (Бадаева и Федорова) тоже, «и вряд ли мы узнаем их полностью». По этой же причине Гагарин не может назвать нынешний кабмин «единой командой, тем более, что многие министры и их заместители работают до следующего года». В свою очередь понять, есть ли особый стиль управления и создана ли новая система работы правительства на Среднем Урале можно будет только в следующем году – когда Куйвашев сформирует по-настоящему новую и «свою» команду.
Екатеринбург, Александр Родионов
© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».