AMP18+

Екатеринбург

/

«Очередной МУП банкротим, создаем новый, собираем деньги и живем дальше», – эксперты о банкротстве «Екатеринбургэнерго»

Сразу два свердловских предприятия подали заявления в Арбитражный суд о признании скандального МУП «Екатеринбургэнерго» банкротом. Как будут развиваться события, если в суде признают резонность доводов газовиков и энергетиков, кто будет заправлять всей тепловой системой Екатеринбурга, сколько горожанам придется сидеть без горячей воды и отопления, а также что будет, если иски о несостоятельности не будут удовлетворены, читайте в материале «Нового Региона».

Два крупных свердловских энергопредприятия подали заявления в Арбитражный суд региона о признании банкротом МУП «Екатеринбургэнерго». Напомним, речь идет об ОАО «Уралхиммаш», которому «муниципалы» задолжали свыше 300 миллионов рублей за тепловую энергию, а также ЗАО «Уралсевергаз», задолженность за топливо перед которым составляет более 410 миллионов рублей.

Как пояснили «Новому Региону» сотрудники одного из российских адвокатских бюро, заявления, поданные в Арбитраж по признанию «Екатеринбургэнерго» банкротом, скорее всего, будут объединены в одно делопроизводство, разумеется, в случае признания обоснованности каждого из заявлений. При этом отмечается, что у городских властей шанса провести процедуру самобанкротства, как это было с МУП «Тепловые сети» или МУП «Градмаш», практически нет. По действующему законодательству, заявления о несостоятельности «Екатеринбургэнерго» рассматриваются в порядке их поступления. Т.е. сначала в любом случае будут разбираться заявления от «Уралхиммаша» и «Уралсевергаза» – и от того, какое решение по ним вынесет Арбитраж, будет зависеть сценарий развития событий.

Вариант первый

Первый такой сценарий предполагает отказ Арбитражного суда в процедуре банкротства «Екатеринбургэнерго». Примечательно, что, например, директор ОАО «СТК» Илья Моклоков ранее называл такой вариант развития событий самым вероятным. «Я не верю, что администрация Екатеринбурга позволит обанкротить это предприятие. В этом случае единственное муниципальное теплоснабжающее предприятие полностью выйдет из-под контроля городских властей», – заявил он на одной из недавних пресс-конференций.

Между тем, если процедура банкротства не будет запущена, отмечает корреспондент «Нового Региона», все останется на своих местах. Кредиторы будут продолжать жаловаться на должника, с которого будут взыскиваться малые суммы через свердловское УФССП, а суммарный долг, тем временем, будет увеличиваться. Ситуация грозит «под копирку» повторить прошлогоднюю, когда газовики с середины мая прекратили поставки топлива на котельные МУПа, в результате чего на 4 месяца несколько десятков тысяч екатеринбуржцев остались без горячей воды. Но в отличие от прошлого года, нынче у кредиторов появится мощный козырь – конец отопительного сезона придется на разгар избирательной кампании за кресло главы Екатеринбурга. И едва ли мэрии, которая безусловно выставит своего кандидата, будет на руку недовольство электората из-за коммунальных проблем. В этом случае выход у администрации и подконтрольного ей МУПа будет один – идти с кредиторами «Екатеринбургэнерго» на мировую и экстренно гасить задолженность.

Отметим, что такой «расклад» наиболее выгоден для всех участников финансовых споров – кредиторы получают свои деньги, а мэрия по-прежнему контролирует четверть теплоэнергетического рынка в городе (зона влияния «Екатеринбургэнерго» на текущий момент составляет около 25% поставок тепла).

Единственный вопрос – откуда «муниципалы» возьмут деньги. Ведь для урегулирования ситуации с началом прошлого отопительного сезона МУПу и без того была выдана муниципальная гарантия на 300 миллионов рублей.

Вариант второй

Другой сценарий также предполагает отказ Арбитража в процедуре принудительного банкротства «Екатеринбургэнерго». В этом случае сами «муниципалы» могут подать аналогичное заявление. При этом схожих примеров уже была масса. Так, в 2011 году по заявлению чиновников городской администрации были «по-тихому» обанкрочены скандальные «Тепловые сети», накопившие перед поставщиками ресурсов (все перед теми же «Уралхиммашем» и «Уралсевергазом») многомиллионные долги. Напомним, что правопреемником банкрота стал другой МУП – тот самый «Екатеринбургэнерго», которому перешло и имущество «старшего брата», и долговое бремя. Процедура реорганизации была тогда подписана сити-менеджером Александром Якобом, однако депутатов гордумы, в нарушение законодательства, с постановлением не познакомили. Однако, в отличие от 2011 года, в настоящее время у мэрии нет ни одного «профильного» МУПа, которому можно было бы передать «наследство» от «Екатеринбургэнерго». На официальном портале администрации города к профилю ЖКХ относится только МУП «Комбинат специализированного обслуживания», однако едва ли власти рискнут отдать функционал «тепловиков» «похоронникам» (прим. НР – МУП «КСО» занимается ритуальными услугами). Нетрудно предположить, что в таком случае администрация Екатеринбурга просто создаст новый МУП, который вновь пообещает расквитаться с долгами предшественника, но будет ли это сделано на самом деле – вызывает серьезные сомнения.

Вариант третий

Есть и другая возможность того, чем обернется подача заявлений «ресурсников» на признание «Екатеринбургэнерго» несостоятельным. Нельзя исключать того, что Арбитраж все-таки запустит процедуру банкротства МУПа. В этом случае процесс урегулирования проблем рискует затянуться (в среднем процедура банкротства длится от 6 месяцев до года, а фактическая выплата долгов может отложиться на несколько лет). Однако не исключено то, что город останется без муниципального теплопоставщика, который сегодня обслуживает четверть жилфонда, уже к следующему отопительному сезону (конец сентября – начало октябрь 2013-2014 гг.). Это предположение подкрепляется еще и федеральными веяниями по созданию единой схемы теплоснабжения муниципалитета. В отличие от большинства российских «миллионников», в Екатеринбурге такой схемы до сих пор нет – за что местные власти получили в конце прошлого года нагоняй от Генпрокурора РФ Юрия Чайки. По мнению представителей надзорного ведомства, именно отсутствие единой схемы теплоснабжения и единой теплоснабжающей организации (ЕТО) создало проблемы пуска тепла в начале ОЗС 2012-2013 гг.. Так что нельзя исключать, что, вопреки мнению некоторых экспертов, МУП все же будет ликвидирован – мэрия просто вынуждена будет на это пойти, и в Екатеринбурге появится монополист – «тепловик». Есть даже претендент. Это ООО «Свердловская теплоснабжающая компания», которая занимает сегодня 70% екатеринбургского рынка теплопоставок. Кстати, в самом предприятии не скрывают, что не отказались бы от выполнения функционала «Екатеринбургэнерго». «В случае банкротства муниципального поставщика мы готовы взять его функции на себя», – отмечал ранее гендиректор компании Илья Моклоков.

Мнение юристов

«С юридической точки зрения банкротство «Екатеринбургэнерго» реально. Дело в том, что по законодательству о банкротстве основания начала банкротства – формальны. Чтобы запустить банкротство любой организации, у нее должна быть неисполненная задолженность в сумме 100 тыс. рублей в течение трех месяцев. И эта задолженность должна быть подтверждена решением суда», – отмечает начальник отдела правовых споров Агентства юридической безопасности «Интеллект-С» Роман Речкин. И добавляет: при таких обстоятельствах суд обязан начать процедуру банкротства – ввести на предприятии наблюдение. «Иных вариантов у суда нет», – уточняет эксперт.

В целом же, говорит г-н Речкин, ситуация с исками в адрес МУП «Екатеринбургэнерго» в юридической плоскости может развиваться только по трем сценариям: «Первый – введение процедуры наблюдения. Второй вариант – если должник вдруг погасит долг – «нет долга, нет банкротства». Третий вариант – если стороны договорятся и кредиторы откажутся от заявления о признании должника банкротом. Они вправе отказаться от этого заявления по своему усмотрению».

В случае появления третьего заявления о признании должника банкротом – если, например, «Екатеринбургэнерго» решит обанкротить себя самостоятельно, то первым будет все равно рассматриваться заявление «Уралхиммаша». «Это заявление было подано первым в соответствии с хронологией событий. Самобанкротство все равно не поможет «Екатеринбургэнерго» уйти от выплат – его заявление будет третьим. Вводить процедуру банкротства в этом случае будут все равно на основании первого заявления», – отмечает Роман Речкин.

В свою очередь на условиях анонимности другой юрист пояснил «Новому Региону», что может быть еще один сценарий – если мэрия Екатеринбурга «даст отмашку» на банкротство «Екатеринбургэнерго». «Чтобы не платить огромные долги, – указывает собеседник агентства. – Возможно, что есть некоторая договоренность с мэрией: «Все, мы банкротим МУП». Вторая ситуация – согласования нет, и это жест отчаяния. Не знаю, какой имеет место на самом деле».

И добавляет, что возможны любые схемы: «Так или иначе, на местном рынке «Екатеринбургэнерго» все равно посредник, который только собирает деньги. В администрации могут исходить из принципа – очередной МУП банкротим и «заводим» на его место другой. Собираем деньги и спокойно живем дальше. Эта схема опробована сотни раз, в разных городах, ничего изобретать не надо. Поэтому для властей Екатеринбурга банкротство может быть выгодным – оно списывает все долги и закрывает все вопросы. А главное – все сделано чужими руками – с помощью исков кредиторов».

Екатеринбург, Екатерина Норсеева, Александр Родионов

© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Екатеринбург, Урал, Общество, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика, Администрация Екатеринбурга,