AMP18+

Екатеринбург

/

Правозащитник Лев Пономарев: ИК № 2 в Екатеринбурге – это пыточная колония

Состояние пенитенциарной системы России и Свердловской области вызывает большие опасения у российских правозащитников. Об этом на своей пресс-конференции в Екатеринбурге заявил исполнительный директор общественной организации «За права человека», член экспертного совета при уполномоченном по правам человека в РФ Лев Пономарев.

«Мы выпустили уже второй информационный бюллетень по соблюдению законности в пенитенциарных учреждениях страны. Он называется «Русский Абу-Грейб-2», по аналогии с пытками иракцев в американской тюрьме. Так вот, у нас происходит нечто подобное, а то и хуже. И Свердловская область в этом бюллетене занимает не последнее место», – сообщил Лев Пономарев.

По его словам, только он лично знает о четырех случаях применения пыток, физического насилия или психического давления на подследственных. В числе пострадавших – трое фигурантов дела известного уральского бизнесмена Равиля Хакимова. «Делом Хакимова я занимаюсь более полугода и вижу в нем большое количество нарушений закона. Все началось с задержания Хакимова, которому месяц не давали видеться с адвокатами, и продолжается до сих пор», – рассказал г-н Пономарев. По его словам, всех задержанных по делу Хакимова избивают, унижают и подвергают пыткам, поскольку, очевидно, иных возможностей, закончить следствие по этому делу, у правоохранительных органов нет.

Яркий пример давления на подследственного с целью получить от него нужные следствию показания – пытки одного из фигурантов по «делу Хакимова» Константина Охлопкова. Его истязали током, били пластиковой бутылкой, наполненной водой. Все случаи физического и морального давления пострадавший Охлопков подробно описал в заявлении, которые было направлено и уполномоченным по правам человека, и в прокуратуру, и даже в ООН. Подобные проблемы возникли и у других фигурантов дела Хакимова – Лапшина, Гайдукова и Меньшикова. Они подвергались насилию (психологическому и физическому), пребывая на территории исправительной колонии № 2 в Екатеринбурге. «Мое расследование показало, что ИК № 2 – этот пыточная колония, фабрика по выбиванию показаний. У меня есть все доказательства что, подследственного Гайдукова, попавшего в ИК и находящегося там до сих пор, избивали и «выбивали» у него показания, а Меньшиков и Лапшин испытывали сильный психологический прессинг. Гайдуков рассказал, что ему угрожали, что его будут избивать и насиловать, пока он не даст нужные следствию показания. Гайдуков уже отказался, якобы по своей воле, от трех нанятых для него адвокатов. Он давал признательные показания, но потом оказывался от них. А на днях в пыточную колонию ИК № 2 из Нижнего Тагила привезли Хакимова. Сейчас он находится там», – рассказал правозащитник.

По словам Пономарева, он будет настаивать на полноценном расследовании ситуации, сложившейся в ИК № 2. «Она, конечно, образцовая – там живет крокодил, есть свой театр для заключенных. Но у меня есть показания людей, которые подтверждают факты насилия над ними. С этим надо разбираться и принимать меры»

О фактах применения насилия в ИК № 2 рассказал журналистам также правозащитник Александр Ливчак. Он располагает информацией о том, что трое охранников до смерти забили якобы пытавшегося оказать им сопротивление подследственного. Девять фактов применения насилия против людей на территории ИК № 2 имеются в распоряжении и у руководителя общественной организации «Правовая основа» Алексея Соколова. «Всю фактологию по всем нашим случаям мы уже подготовили и с депутатом Госдумы Евгением Ройзманом отправили в Москву – правозащитникам, уполномоченному по правам человека Владимиру Лукину и в прокуратуру», – рассказал Алексей Соколов.

Глава комитета по защите прав заключенных при уполномоченном по правам человека по Свердловской области Ольга Дианова привела несколько случаев избиения, давления и пыток подследственных и заключенных, произошедших в других колониях и тюрьмах Свердловской области. Это позволило правозащитникам сделать вывод о том, что в проверке и принятии срочных мер нуждается вся пенитенциарная система Среднего Урала.

«Об этом все надо задуматься, стоит обращать на это свое внимание. В России, как говорится, от сумы да от тюрьмы не зарекайся. Когда мне говорят о том, что у нас строится полицейское государство, я всегда отвечаю, что оно уже построено. Важно помнить, что репрессии 37 года тоже возникли не сразу. Сначала все было мирно, никого не пытали. Сейчас у нас машина репрессий вновь набирает обороты и нам просто необходимо ее остановить», – считает Лев Пономарев.

Екатеринбург, Елена Васильева

© 2005, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Россия,