Федерация хочет отобрать у регионов право инвестировать в свою экономику Местные законы о ГЧП хотят объявить «вне закона»
Форма частно – государственного партнерства в регионах может оказаться фикцией. Минэкономразвития пришло к выводу, что «достаточных правовых условий» для инвестиций в регионы под видом ГЧП нет. Как оказалось, официально ГЧП регулируется только на федеральном уровне и лишь в виде концессии.
Так получилось потому, что более 60-ти регионов России приняли свое законодательство о ГЧП. Это обстоятельство, по мнению Минэкономразвития, делает инвестиции в партнерстве с властями любой из этих областей слишком рискованными, отмечают сегодня «Ведомости». Любой такой проект может быть переквалифицирован в концессию или госзаказ, возможны проблемы с правами на землю и недвижимость. Кроме того, местное законодательство о ГЧП может быть просто признано недействительным. Чтобы убрать эти несоответствия, Минэкономразвития предлагает в федеральном законе определить полномочия местных властей, а также требования к региональному законодательству о ГЧП. В свою очередь регионы определят, как именно проводить конкурсы на право участвовать в ГЧП-проектах и заключать соглашения с частником.
Однако Минфин не хочет давать свободу регионам. Это следует из межведомственных разногласий по проекту ГЧП. Этот документ действительно не согласован, подтвердил представитель Минфина. Партнерство государства и бизнеса должно помочь выполнять федеральные целевые программы, рассчитывает Минфин. Только за 2012 г. через инструменты ГЧП могли бы пройти бюджетные ассигнования по программам «гражданского назначения» на сумму в 1,6 трлн. руб., подсчитали в Минфине, а благодаря частным партнерам вырастут и внебюджетные инвестиции, предусмотренные программами.
Однако Минфин опасается нецелевого использования бюджетных средств. Порядок заключения соглашений о ГЧП будут определять сами регионы в местном законодательстве, но цели каждого контракта нужно утверждать и на федеральном уровне – указами президента или постановлениями правительства, считает Минфин.
«Странное требование», – удивляется один из участников обсуждения законопроекта: цели заключения соглашений с частными инвесторами, как правило, и так прописаны в стратегии социально-экономического развития региона, которая утверждается на федеральном уровне. Минэкономразвития эту претензию Минфина учитывать не стало. Замечания будут обсуждаться на правительственном совещании на этой неделе, говорит человек, участвующий в разработке законопроекта.
Это классическая бюрократическая логика, говорит гендиректор «Петросоюзстроя» и разработчик ГЧП-проектов Евгений Кузьмин: «Если боишься передать ответственность, лучше проверяй все сам», хотя опасения Минфина могут быть разумны. К тому же регионы могут взять на себя крупные обязательства по соглашениям о ГЧП, а отвечать по ним придется консолидированному бюджету, рассуждает он.
Сейчас из-за недостаточной квалификации региональных чиновников и отсутствия необходимых институтов на региональном уровне практически нет проектов, структурированных в соответствии с современной международной практикой ГЧП, замечает партнер EY Александр Ерофеев. Но обязательное утверждение проектов постановлением правительства станет только дополнительным бюрократическим препятствием, считает он. «Пока идет согласование в федеральных министерствах, успеет отпасть надобность в проекте», – иронизирует бизнесмен, участвующий в ГЧП-проектах.
Вместо этого на федеральном уровне можно ввести единую методологию с руководством по отбору проектов, конкурсным процедурам и заключению соглашения, говорит Ерофеев. Это достаточно распространенная международная практика, замечает он: например, в Индии специализированные институты развития ГЧП есть и на федеральном уровне, и в каждом штате.
Москва, Екатеринбург, Александр Родионов
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».