«Дорожные карты» Урала перетасуют – на рынок автодорожного строительства «вползает» новый игрок с федеральными связями Документы
На рынок строительства дорог Свердловской области заходит новый игрок. Тюменская компания «Аэродромдорстрой» – корпорация, которую связывают с мэром Москвы Сергеем Собяниным. Она уже получила государственный контракт на строительство дорог на Среднем Урале, на сумму более чем полтора миллиарда рублей. Это федеральные средства, и получить их мечтали и местные игроки. Компания «Свердловскавтодор» оспорила результаты аукциона в ФАС РФ, чем нажила себе могущественного врага. В результате короткого сражения на поле госзакупок крупнейший строитель дорог в Свердловской области проиграл по-крупному – контракта так и не получил, а спустя несколько месяцев лишился и своего «суверенитета». Тюменцы ухитрились подмять под себя «Свердловскавтодор» и не задеть интересы остальных «дорожных королей» региона. О блицкриге «собянинцев», крахе «Свердловскавтодора» и «ползучей» экспансии «Аэродромдорстроя» в область – читайте в материале «Нового Региона».
Дебют
Появление корпорации в Свердловской области наблюдатели откровенно прозевали. Возможно, потому, что ожидали что ЗАО «АДС» заявится на тендер, проводимый Управлением автомобильных дорог или Департаментом государственного заказа. Наблюдатели, в особенности журналисты, ожидали премьеры многосерийного триллера «Варяги распиливают родной бюджет». Однако «заход» корпорации в регион прошел совсем через другую дверь. 31 мая 2012 года ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» (подведомственно Федеральному дорожному агентству, отвечает за финансирование строительства дорог в регионах и располагается в Екатеринбурге) объявляет открытый аукцион на совершенно фееричную сумму – 1 749 247 300 рублей.
В общей информации о заказе прописан предмет контракта как «реконструкция участков автомобильной дороги 1Р 351 Екатеринбург-Тюмень. Реконструкция автомобильной дороги 1Р 351 Екатеринбург-Тюмень на участке Камышлов – граница Тюменской области км 250+000 – км 261+000, Свердловская область» – то есть дороги, ведущей в сторону Тюмени. Согласно условиям аукциона, работы должны вестись до сентября 2014-го года.
Как правило, в случае с ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» государственные контракты доставались местным подрядчикам – и налоги с полученной прибыли попадают в местный бюджет. К примеру, в Свердловской области аукцион на содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения в Свердловской области выиграло ОАО «Свердловскавтодор», тогда сумма контракта составила более чем два с половиной миллиарда рублей. Заявилось это ОАО и в этот раз. И даже проявило готовность по-настоящему побороться за заказ. Но итог «схватки» оказался не в пользу «свердловчан».
Пятеро на одного
Аукцион был отмечен огромным количеством участников, как и федеральных, так и местных. Вместе с тем, многим претендентам – по крайней-мере пяти компаниям – по формальным признакам было отказано в участии. Посыпались жалобы в ФАС РФ (тендеры на сумму, превышающую миллиард рублей, рассматривает именно центральный аппарат службы). Жалобы на действия заказчика подали все пять компаний. Из них двум антимонопольная служба отказала, а дальше пошел настоящий цирк. Две компании, что так рьяно боролись за заказ – ООО «Производственно-коммерческое объединение «Челябинск-стройиндустрия» и ООО «РЕМАВТОТРАНС» неожиданно отказались от попытки получить контракт и жалобы отозвали. Обычно (не обязательно в данном конкретном случае) подобные действия объясняются тем, что подрядчика ангажирует наиболее мощная, имеющая лоббистские контакты у заказчика структура. Как правило, в качестве отступных предлагается субподряд на контракт, который оспаривается участниками. По сути – отказ от жалобы взамен на щедрый откат.
Так или иначе, в данном случае до конца пошел только «Свердловскавтодор». Его жалоба была удовлетворена, ФАС РФ предписала аннулировать протоколы аукциона и провести его заново (абсолютно аналогичная ситуация наблюдалась при попытке оспорить закупку «Лексусов» администрацией Екатеринбурга). Но победитель первых торгов – а именно «Аэродромдорстрой», просто так сдаваться не собирался.
Новые торги провели 16 июля 2012 года, и победителем вновь стал тюменско-московский «Аэродромдорстрой», получивший контракт на сумму 1 670 549 681 рубль. «Свердловскавтодор» занял лишь третье место. Но атаку на бизнес «собянинцы» ему не простили.
Потеря «суверенитета»
Еще до аукциона с «Аэродромдорстроем» компания «Свердловскавтодор» имела крайне неоднозначную репутацию. Ее связывали с растратами, даже было возбуждено несколько уголовных дел. И дела были персонифицированы – в 2011 году директора ОАО Андрея Зотова подозревали в подделке документов для получения кредита, в марте 2012 в здание «Свердловскавтодора» нагрянул ОМОН – с обысками в связи с уголовным делом о злоупотреблении полномочиями бывшим руководителем предприятия Борисом Кукулиным.
Удар пришелся по слабому – «кадровому месту», в результате в ноябре 2012 года происходит смена директора «Свердловскавтодора», вместо Анатолия Глумова на этом посту оказался тюменец Дмитрий Рыбин. Изменения в списке аффилированных лиц акционерного общества были зафиксированы 20 ноября. Основанием для досрочного прекращения полномочий прежнего генерального директора – Анатолия Глумова стало распоряжение территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области.
Новый начальник Дмитрий Рыбин ранее трудился руководителем областного фонда жилищного строительства Тюменской области. Источники «Нового Региона» отмечают, что до назначения генеральным директором ОАО «Свердловскавтодор», Рыбин в среде «дорожников» считался человеком Сергея Солодовникова – топ-менеджера тюменской корпорации «Аэродромдорстрой», традиционно считающейся близкой к мэру Москвы, бывшему губернатору Тюменской области Сергею Собянину и его жене Ирине. Лояльность Рыбина «собянинцам» не вызывает никаких сомнений. Вместе с тем, как считают источники «Нового Региона», приход тюменца на Урал не мог быть реализован без поддержки бывшего земляка – губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева.
Собянины, «Аэродромдорстрой» и Сергей Солодовников
Газета «Ведомости» проводила собственное расследование деятельности группы «Аэродромдорстрой», которая после назначения Собянина мэром Москвы переросла региональный тюменский уровень и резко стала одним из основных участников рынка – именно этой компании приписывают мощение плиткой центра Москвы.
Приводим часть материала газеты, посвященную строительной корпорации: «До того как Собянин стал тюменским губернатором, область тратила на дороги смешные деньги: 123 млн руб. за 2000 г. Это меньше, чем спустя несколько лет, уже при Собянине, тратилось на строительство одного пешеходного перехода или благоустройство городского сквера. В 2003 г. Собянин увеличил дорожный фонд области на порядок – до 2 млрд руб., с 2004 г. – еще втрое, запустив целевую пятилетнюю программу на 33,97 млрд руб. (в среднем по 6,8 млрд руб. в год); деньгами поделились Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа и нефтяные компании. «Это помогло тюменским дорожникам выйти на 3-е место после Москвы и Санкт-Петербурга по объемам строительства автомобильных дорог», – радовался в интервью журналу «Действующие лица» начальник управления автомобильных дорог Тюменской области Алмаз Закиев.
К освоению выросшего дорожного бюджета подключился «Аэродромдорстрой», созданный никому не известным Сергеем Солодовниковым, аспирантом Тюменского архитектурно-строительного университета (ТюмГАСУ). Уже через пару лет «Аэродромдорстрой» стал крупнейшим тюменским строителем».
«Так, в апреле 2005 г. созданная Солодовниковым компания «Менеджмент. Дизайн. Строительство» (МДС) начала строительство микрорайона «Тюменский-2»: 16 16-этажных домов, проектная стоимость строительства – более 7 млрд руб. Еще один девелоперский проект Солодовникова курировал лично Собянин, в октябре 2005 г. вошедший в совет при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов. Это строительство в Тюменской области коттеджного поселка на 1 млн кв. м. Инфраструктура, включая дороги, строилась за счет областного бюджета – все тендеры на общую сумму более 1 млрд. руб. выиграл «Аэродромдорстрой», – сообщают «Ведомости».
Теперь эта стремительно вознесшаяся, уже тюменско-московская компания снова обратила свои взгляды в регионы. Пока, правда, она осваивает федеральные средства, не претендуя на местные тендеры. Но, как считают источники, в регионе «Аэродромдорстрою», похоже создан режим максимального благоприятствования, и интерес к региональным деньгам – лишь вопрос времени. Главное, выстроить до конца механизм. Так, некоторые источники говорят, что Сергей Солодовников попытается поставить своего человека на пост руководителя «Управления автомобильных дорог» Свердловской области, что откроет дорогу к бюджету.
«Новый Регион» будет наблюдать, какое продолжение будет иметь «ползучая» экспансия.
Екатеринбург, Максим Бородин
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».