В Екатеринбурге подтвердили подлинность полотна Йорданса, хранящегося в музее ИЗО
В Екатеринбургском музее изобразительных искусств произошло уникальное событие – обнаружена подпись на картине «Мелеагр и Аталанта», приписываемой мастерской великого фламандского живописца XVII века Якоба Йорданса.
Как сообщили в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, при подготовке к выставке «Окно в Европу. Искусство Голландии, Фландрии и Бельгии XVII – XIX веков» было выявлено разложение лака в нижней части картины «Мелеагр и Аталанта». После регенерации слева стали явственно видны буквы «J JORDAENS FECIT», что означает «Я. Йорданс сделал». «Предварительные исследования показали, что подпись лежит в авторском красочном слое. Нахождение подписи такого выдающегося мастера не только редкая удача и большое счастье для музея, но и огромная ответственность, требующая глубокого и всестороннего изучения произведения, которое будет включать в себя как формально-стилистический и историко-искусствоведческий анализ, так и технико-технологическую экспертизу», – пояснили в музее ИЗО.
Напомним, что картина «Мелеагр и Аталанта» поступила в музей в 1949 году из Государственного Эрмитажа, куда в свою очередь попала в 20-е годы прошлого века из реквизированного после революции частного собрания. Долгие годы полотно считалось копией сюжета, находящегося в Королевском музее изящных искусств в Антверпене. Вероятно, именно по этой причине картина была передана в провинциальную Свердловскую картинную галерею. «В Эрмитаже картина прошла реставрацию, в ходе которой холст был дублирован и натянут на подрамник особой конструкции. Сохранность полотна была вполне удовлетворительной для столь почтенного возраста, никаких угроз красочному слою не было. Конечно, на нем, как и на всех картинах старых мастеров, имелся разнохарактерный кракелюр, деформация холста и пожелтение лаковой пленки, но они не мешали общему восприятию живописи, качество которой было весьма высоким», – отметили в музее.
Кстати, о том, что картина – не копия, говорили и посетившие в прошлом году музей специалисты: руководитель отдела искусства старых мастеров музея Лакенхол (Голландия) Кристиан Фогелар и заведующий лабораторией масляной живописи Эрмитажа Виктор Коробов. «Они подтвердили, что данная картина – произведение, выполненное в мастерской Йорданса, однако обнаруженная сейчас авторская подпись дает возможность предположить, что картина написана непосредственно самим художником», – сообщили в музее.
Известно, что Йорданс не раз повторял свои излюбленные сюжеты и удачно найденные композиции – существует несколько вариантов «Мелеагра и Аталанты». «Работа из нашей коллекции почти полностью повторяет композицию антверпенской картины, но она несколько больше по размеру. Возможно, картина была надставлена в процессе реставрации – исследование ее краев говорит о неоднородности живописи. Но самое существенное отличие – это совершенно иной образ Аталанты, который скорее схож с теми, что воспроизведены на подготовительном рисунке и на эскизе из музея Лихтенштейн в Вене, – рассказали в екатеринбургском музее. – Мастер крайне редко подписывал свои холсты, считая, что его стиль говорит сам за себя. Как сообщил нам сотрудник Королевского музея изящных искусств, на их картине нет авторской подписи, хотя ее стилистика и происхождение не оставляют сомнений в подлинности. Автограф Йорданса, подобный тому, что обнаружен на нашей работе, мы находим на одной из первых датированных и подписных картин художника – «Поклонении пастухов».
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».