С наступлением весны почти 100% наружной рекламы в Екатеринбурге превратилась в нелегальную. Договоры аренды земельных участков под билборды между рекламными компаниями и мэрией уже истекли, а новые заключить невозможно. Поправки в закон предусматривают, что получить место теперь можно только на торгах или аукционе, к которым горадминистрация не готова. При этом мэрия противоречит сама себе: в одном письме чиновники требуют демонтировать конкретную конструкцию, в другом – разместить на ней рекламу ЭКСПО-2020.
Абсурд: мэрия размещает рекламу на щитах, которые сама же требует убрать
На рынке наружной рекламы в Екатеринбурге наступает коллапс, говорят эксперты. У большинства агентств весной истекли сроки договоров аренды с мэрией на земельные участки под рекламными билбордами. Согласно поправкам к федеральному закону, внесенным в 2008 году, после истечения договоров муниципальные места будут отдаваться исключительно по результатам торгов или аукционов, ни о какой пролонгации речи быть не может. При этом горадминистрация не подготовила ни паспорта мест, ни лоты – когда пройдут первые торги – не знает никто. Таким образом, сегодня свыше 90% рекламных конструкций в Екатеринбурге стали нелегальными и подлежит демонтажу.
«Сейчас арендовать землю под билборд нельзя. Муниципальное имущество – а по сути, воздух в пределах городского пространства – можно получить в аренду посредством торгов, которые должны были уже пройти. Но мэрия оказалась не готова, – пояснил «Новому Региону» председатель Уральского общественного совета по рекламе Виктор Брюховских. – Раньше – порядка 15 лет подряд – подготовкой мест под рекламу, всеми согласованиями и сбором документов занимались специалисты рекламных компаний: это примерно по 2-7 подготовленных специалистов в каждой из 30 крупных фирм. А теперь представьте, что такие же пакеты документов на тысячи рекламных мест в городе должны подготовить несколько сотрудников мэрии. Это нереально. Поэтому почти все наружные конструкции агентств, у которых истекли прежние договоры аренды, являются незаконными и подлежат демонтажу».
Интересно, что стандарты мэрии в подходе к наружной рекламе сегодня двойственны. С одной стороны, чиновники должны следить за демонтажем незаконных конструкций, с другой – а где же продвигать свои интересы, если все площадки отныне нелегальны?
«Доходит до полнейшего абсурда. Нам в агентство «Терминатор» в один день пришли два письма от мэрии. Первое – с требованием срочно демонтировать щиты в центре города. Второе – с просьбой разместить на тех же самых щитах рекламу «ЭКСПО-2020», – рассказывает Виктор Брюховских. – Конечно, мы принимаем заказы, иначе можно завтра же закрывать все агентства и увольнять тысячи сотрудников. К слову, счета мэрия выставляет уже не по договору аренды, а по «неосновательному обогащению».
Несмотря на то, что самой же администрации Екатеринбурга постоянно требуется размещать свою информацию на стендах в центре города, мэрия не гнушается срезать билборды.
«По заказу мэрии работники приезжают и просто срезают билборды, которые теперь являются незаконными. При этом такие конструкции стоят как недорогой автомобиль, а нам даже материалы не возвращаются. Представьте, что вы припарковали машину в незаконном месте, а ее не эвакуатор увез, а бульдозер смял. Здесь то же самое, – говорит Виктор Брюховских. – Мы уже устали судиться. Подаем в суд на порчу имущества и возмещение убытков, а суд выносит решение: демонтаж был произведен законно. А про то, что нам нанесен материальный ущерб – ни слова. Подаем в вышестоящие инстанции и ждем. И такая ситуация у многих крупных агентств города».
При этом в Уральском совете по рекламе по рекламе не смогли спрогнозировать, утрясется ли ситуация к проведению Иннопрома летом или к выборам в гордуму и главы города в сентябре. «Конечно, перед всеми этими мероприятиями потребуется большое количество рекламных площадей, но их к тому времени может в городе вообще не быть. Если мэрия не пересмотрит свои позиции и не прекратит сносить все без разбора, пиариться кандидаты в мэры Екатеринбурга будут по старинке – на листовках», говорят в совете.
В администрации же пока не готовы назвать сроки первых торгов по рекламным местам. Как пояснил «Новому Региону» пресс-секретарь мэрии Денис Сухоруков, сейчас в городе идет первый этап – демонтаж незаконных конструкций.
«Сейчас сотрудники определят конструкции, которые размещены нелегально, выписывают предписания на их демонтаж. Затем на конкурсной основе выбирается посредник, который сможет провести работы по демонтажу по тому или иному лоту (лоты формируются по районному признаку или по типу конструкций). Когда мы очистим поверхность от незаконной рекламы, тогда будем готовиться к торгам, – отметил представитель мэрии Екатеринбурга. – Но это работа не одного месяца. Возможно, она продлится весь год. Добавлю, что полностью от широкоформатной рекламы будет очищен центр. Кроме того, исчезнут все до одной растяжки, поскольку жители Екатеринбурга жаловались, что они очень сильно шумят и периодически обрушиваются на проезжую часть».
Мэрия занялась переделом рынка для рекламы своего кандидата?
При этом ходит в рекламных кругах и другой слух относительно ситуации с «наружкой». Представители нескольких РА, пожелавшие остаться неизвестными, выразили предположение, что такими «драконовскими мерами» горадминистрация Екатеринбурга решила перераспределить силы на рекламном рынке: убрать с него неугодных игроков и завести более лояльных.
«Проблемы у нас начались еще до того, как истек срок аренды. Аренда мест под десятком щитов должна была закончиться в апреле, а мэрия договор по весьма формальным признакам расторгла в январе. Среди причин указали, что занимаемые нами места не соответствуют требованиям ГОСТа. Получается, что до этого 5 лет соответствовали, а тут вдруг резко – нет? – поделился с «Новым Регионом» директор одного из агентств. – Дело в том, что ГОСТам не соответствует расположение почти ни одного щита в Екатеринбурге. ГОСТы предназначены для автодорог, а не для городской среды. Но все 15 лет существования наружной рекламы все было нормально, а сейчас – вдруг всплыли правила».
В другом агентстве, столкнувшемся с такой же ситуацией, предположили, что мэрия в преддверии сентябрьских выборов решила завести на рынок «свои» компании, чтобы не дать возможности рекламироваться остальным участникам гонки.
«Вспомните прошлые все выборы. Какими только путями не шли власти, чтобы не дать разместить рекламу «чужим» кандидатам. Например, заранее выкупали все выгодные места под коммерческую рекламу. Или просто не согласовывали места размещения. И так далее. А раз сейчас есть возможность вообще демонтировать билборды, да еще и на законном основании, можно серьезно помешать своим противникам занять рекламные площади. А также есть возможность на торгах или аукционе дать «зеленый свет» лояльной к кандидату команде», – заключает источник «Нового Региона».
Екатеринбург, Ольга Тарасова
Екатеринбург. Другие новости 28.03.13
Вырубкой леса в природном парке «Бажовские места» заинтересовалась прокуратура. / Депутаты Первоуральска одобрили введение поста сити-менеджера. / Зачем Екатеринбург превратили в рассадник «развесистой клюквы». Эксперты комментируют «балаган», устроенный для ЭКСПО-ревизоров. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».