Подлость, воровство и обыденный героизм. Жизнь за линией фронта – дневник труженицы тыла
Каждый историк знает, как порой трудно найти свидетельства повседневности той или иной эпохи, когда обычно воспеваются и тиражируются подвиги солдат, битвы с врагом, но за кулисами остается обычная жизнь людей – тыловиков-женщин, оставшихся жить в колхозах. Истории о попытках кражи зерна председателем, мести женщинам, не давшим это осуществить, о десятках судебных приговоров, для того, чтобы было кому бесплатно валить лес зимой – все это в День Победы прикрывается героической пеленой, хотя жизнь обычных тыловиков заслуживает того, чтобы помнили и ее.
В распоряжении «Нового Региона» оказались воспоминания обычной двадцатилетней колхозницы Анны Гребенкиной, жившей в поселке Семушино в Кировской области. Что-то сподвигло женщину вспомнить ту эпоху и написать короткие мемуары, когда ей было уже за 70.В этом году труженица тыла скончалась. Публикуем сокращенно воспоминания о тыловых буднях (орфография автора сохранена).
«Июнь 1941.
…Едет почтальон старичок из Зуевки в Мухино и говорит – вы не слышали война началась Гитлер напал сегодня утром рано. Мы поехали домой на двух лошадях. Приехали в колхозе уже известно. И кто пришли из армии осенью 40г.уже собрались в Зуевку в военкомат у них было такое что в случае объявления войны безо всяких повесток в первый день явится в военкомат. Женщины все ревут голосят, мужчины послали кого-то в магазин за водкой, на второй день почти всем молодым мужикам пришли повестки. Сколько было реву – вспоминать больно. Меня назначили кладовщиком.
Председатель колхоза.
…Мужиков всех взяли на фронт поставили сельсоветом Василия Егоровича. Чтобы ему удержаться он был готов все сдать государству а колхозникам нечего. Я ему скажу как же солдатки с детьми он говорил не подохнут, а если подохнут половина ребят немного слез будет…Вот летом только поспела рожь быстро молотить и заготовку вести, а зерно влажное и начала возить по домам сушить в печах и на печах. Председатель говорит мне –вези себе и мне по два воза, а увезем потом по одному, а я ему сказала воровать не буду и тебе не дам – вот он меня и не взлюбил. Заставил счетовода склада написать требование на муку-килограмм 10 на кормление тех, кого никогда не кормил. Я ему говорю кормила тетя Галя,а она уже получила – он закричит не разговаривай давай нагрейбай – стоит у ларя с мукой. Я выхожу на улицу и говорю – уходи или я закрываю тебя на складе и собираю всех солдаток…
Месть.
…Он мне принес повестку в лес на заготовку завтра ехать без передачи склада, ключи отдать и без меня все зерно перевешивали. Это была уже осень 42го. За всю зиму, что мы валили и вывозили лес нас отпустили только на один день домой. Когда мы ехали из дома была такая метель и мы опоздали на сорок минут в каких числах февраля не помню, но нам пришли повестки в контору. К 8 вечера на суд – мы думали нас не обсудят, причина была из-за погоды, а некоторые сделали прогулы. Всего судили за вечер 98 человек ничего не спрашивали только зачитывали какого колхоза, фамилии имя отчества и ставили шесть месяцев принудительных работ.
Вредительство.
…Утром выезжали на тачках на лошадях, иногда на быках такая норма была установлена на наш колхоз и
Еще строили запасные аэродромы на косинском поле и в Ардашах специально мучали людей девченок и подростков – как земля замерзла начали копать землянки каелками – это было вредительство потом, прораба забрали.
Воры в тылу.
Вот еще на войне был у нас один мужик вор и на фронт его не брали он там притворялся эпилепсиком. У нас отец был с 1894г.12 февраля и стали их призываит – последний набор был он сказал этому Мише – ты пойдешь со мной на комиссию не отвертишься и тогда его взяли, но через месяц, чуть больше Миша вернулся с раненой рукой. Они с каким то безсовестным друг другу поранили руки и он сам выдвинул себя председателем и об картошку весной из ямы вынесли воровывал многих. У одной солдатки овцу с двумя ягнятами заколол. У тети Мани Кислухиной картошку весной из ямы вынесли он с сыном за ночь всю перетаскал. Только мой отец ему всегда говорил – только что у меня украдешь – жить не будешь».
Если хотите ознакомиться с воспоминаниями полностью – переходите по ссылке.
Екатеринбург, Максим Бородин
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».