Изучение основ религий в школе оказалось никому не нужным предметом Представители православия и ислама жестко раскритиковали затею Минобраза
Инициативу Министерства образования РФ по введению в школах уроков основ религий уже неоднократно критиковали представители российского светского сообщества. Теперь к обсуждению подключилось и духовенство: выяснилось, что представителям самых разных религиозных культов – в частности, православия и ислама – тоже не нравится эта дисциплина. Она не только не полезна, но и вредна. Подробнее об этом – в материале «Нового Региона».
С сентября 2012 года все российские четвероклассники в обязательном порядке вместе с «обычными» школьными предметами прослушивают и курсы, которые, по задумке Министерства образования РФ, должны развивать у детей понятия о добре и зле, справедливости, любви к ближним, и т.п. Речь идет о преподавании в учебных заведениях основ религий. Сама инициатива еще на этапе ее обсуждения вызвала резкий шквал критики – в основном, от представителей светского общества. Например, целый скандал разгорелся в Челябинской области, о ходе которого подробно писал «Новый Регион». Примеры были и в других регионах России.
Как напоминает корреспондент «Нового Региона», у родителей учеников есть право выбора – они могут отправить своих детей изучать основы одной из четырех традиционных конфессий (православие, ислам, буддизм и иудаизм), либо же один из двух более общих курсов – основы светской этики или основы мировых религий.
Для Свердловской области, где программа минобраза была введена на три года раньше остальных регионов России – с сентября 2009 года в качестве «пилотника» – проблема родительского выбора стояла очень остро, поскольку в области проживает множество представителей различных национальностей и вероисповеданий. Но, как утверждают в местном министерстве образования, проблемы с этим не возникло. Каждый из родителей волен был выбрать то, что ему по душе.
Как пояснила сегодня на круглом столе на данную тему начальник отдела координации деятельности муниципальных органов управления образование при свердловском минобразования Наталья Сокольская, в каждой школе региона проводились серии родительских собраний, где родителям учеников в доступной форме объяснялось, что их детям даст прослушивание того или иного курса. «На этих собраниях выступает педагог, прошедший специальную подготовку по стандартам федерального Министерства образования, кроме того, мы рекомендовали на эти собрания с родителями приглашать служителей культа – для большего понимания», – рассказала Сокольская.
По ее словам, никакого принуждения родителей к тому или иному «модулю» дисциплины не было. Если брать статистику, то 57% школьников региона в настоящее время слушают курс «Основы светской этики», 24% изучают «Основы мировых религий», 17% – «Основы православной культуры», и по 0,3% выбрали ислам, иудаизм и буддизм. Такое распределение, по уверению чиновников минобразования и Института регионального образования (прим. НР – занимается подготовкой и повышением квалификации школьных педагогов в соответствии с федеральными стандартами), никаких проблем в связи с таким дроблением не возникло. «Сейчас издательства выпускают учебники по данной дисциплине, которые представляют собой общий том с разделами по всем из шести модулей – для удобства», – пояснила Наталья Сокольская. Ее слова дополнила завкафедрой гуманитарного образования ИРО Наталья Меньшикова. «Учителей готовят по всем шести модулям, и они компетентны, чтобы преподавать по всем шести же», – заверила она.
Слова чиновниц на круглом столе подтвердили и собственно школьные педагоги – учитель школы № 2 Верхней Пышмы Оксана Ильина и учитель школы № 168 Ирина Серикова. «Существует несколько вариантов, как решить вопрос, когда из 30 человек 27 выбирают, например, светскую этику, а три человека выбирают – православие, буддизм и ислам. Во-первых, классы могут перераспределяться на группы, и во время одного урока в разных аудиториях проводятся разные уроки. Другой вариант, когда родители большинством выбирают одну дисциплину, – сказала Серикова, но поспешно добавила. – Даже если есть один-единственный ребенок из всего класса, чей выбор отличается от них, то учитель занимается с ним один на один».
Словом, представители образовательного кластера были довольно убедительны, пока слово не взяли представители духовенства, отмечает корреспондент «Нового Региона». Выяснилось, что на практике свобода выбора родителей – лишь условность. «К нам приходят люди и сетуют, что разъяснительные собрания в школах носят формальный характер. В большинстве случаев рассказывают про то, что есть вот такие модули, и требуют сделать выбор, – рассказал руководитель отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии Алексей Кульберг. – Родители не понимают, что они в итоге получат – это к вопросу о методике проведения этих
собраний. Бывает и так, что родителей просто ставят перед выбором. Заявляют – вы будете изучать такой-то предмет, потому что у нас учитель лучше всего его знает, под него закуплены определенные учебники, и т.д. Таких фактов и в городе и в области полно. И тем более, что учитель не может справиться с таким огромным объемом материала за год или два, чтобы грамотно преподавать основу той или иной религии. Учитель, который не относится ни к одной из религий, не сможет преподать ребенку, например, из мусульманской семьи основы ислама. Так что и вопрос о качестве преподавания очень серьезен, а опасения родителей справедливы».
О том же говорил и представитель другой религии, имам мечети поселка Зюзельский, помощник муфтия Свердловской области по вопросам образования Назит Хазрат. «У нас тоже были обращения паствы на тему того, что школа ищет пути, как облегчить себе работу. Если два из тридцати человек хотят учить основы ислама, их от этого отговаривают. Было ко мне лично обращение от одной семьи, которой сказали: «Хотите заниматься? Ищите себе преподавателя, мы искать не будем», – рассказал Назит Хазрат. – Я вообще хочу сказать, что этот предмет чрезвычайно неактуален. Еще и потому что любая десятилетняя девочка, воспитанная в мусульманской семье, заткнет за пояс учительницу по этому предмету. Моя позиция такова, что человек должен знать общую информацию по религиям, а собственно духовное обучение должно проходить уже исключительно в семье».
Участники круглого стола выразили мысль, что в таком случае, предметы по конкретным конфессиям могли бы проводить собственно служители культов, однако сами духовники пояснили, что такой возможности нет. «Реалии не позволят – элементарно школ больше, чем священников. Кроме того, если священник придет в школу преподавать, то будет очень сложно не перейти грань и не удариться в религиозную пропаганду. Роль священника, как носителя культуры такова, что он не должен приходить в класс к детям, чтобы системно проводить уроки, а вот помочь группе учителей как эксперт в вопросах фундаментализма той или иной религии – можно», – подчеркнул отец Алексей.
Несмотря на факты, изложенные представителями духовенства, чиновники продолжали настаивать на том, что уровень подготовки педагогов соответствует норме. «Мы обеспечили каждое образовательное учреждение нужным количеством педагогов, которые прослушали специальный, рекомендованный министерством образования России 108-часовой курс», – сообщила Наталья Меньшикова.
Кроме того, за коллег вступились и собственно учителя, пояснившие, что педагоги и не должны давать детям «глубокого» погружения в ту или иную религию. «Эта дисциплина объясняет, как быть добрым. Мы воспитываем детей на уровне общечеловеческих ценностей. Это изучение, а не обучение религиям», – отметила Оксана Ильина, а ее коллега из екатеринбургской школы привела пример. «У нас был случай – две подружки, одна из православной семьи, другая – из мусульманской. Так вот девочка из православной семьи пошла на курс «Основы ислама», а девочка из мусульманской – на «Основы православия». Так решили родители, чтобы дети могли лучше понимать друг друга», – пояснила Ирина Серикова.
Тем не менее, по итогам дискуссии большая часть ее участников пришла к мысли о том, что, возможно, разделение курса на конфессии действительно никому не нужно. «Не исключено, что по прошествии какого-то времени все модули объединятся в один, из чего получится некий консолидированный вариант», – отметила Наталья Сокольская.
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».