Куйвашев – «pro & contra». В чем на самом деле виноват губернатор Экспертный анализ претензий
Всю последнюю неделю региональная и частично федеральная пресса, с той или иной степенью объективности, пытались оценить итоги первого года губернаторства Евгения Куйвашева. Позитивные оценки 12-месячной работы главы Свердловской области со стороны прогубернаторских СМИ отличались абстрактностью и акцентировали внимание на человеческих качествах Куйвашева. Критические материалы, напротив, были посвящены перечислению конкретных губернаторских ошибок и недоработок, за счет чего выглядели более весомо, и фактически выиграли информационную битву у официальной прессы. Директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин попытался проанализировать объективность претензий к Евгению Куйвашеву и обрисовать реальное положение дел в системе свердловской власти.
Классическим образчиком позитивного анализа губернаторской работы за год можно считать публикацию в «Областной газете»:
«Главное, что отметили жители области, человеческие качества нового губернатора. Доступность, последовательность его действий, отсутствие чванливой спеси, нацеленность на решение тех проблем, что волнуют всех нас. Даже его прогулка по центру Екатеринбурга из здания полпредства в резиденцию губернатора подкупала человеческой простотой и понятностью – не на дорогом лимузине приехал во власть, а прошагал пешком», – в частности сказано в статье ОГ.
Между тем, критическая оценка куйвашевской деятельности не апеллирует к мнению «жителей области», а базируется на довольно широком списке властных просчетов. Этот перечень многочисленных претензий можно объединить в три большие группы – проекты, элиты и кадры.
Нет проектов
Первый блок претензий – отсутствие собственных губернаторских проектов. Прежние руководители региона на фоне Куйвашева, казалось, просто фонтанировали масштабными идеями. Упоминание Ассоциации Большой Урал, Титановой долины, Русского хрома, УП-УПа, Иннопрома, ВСМ Москва-Екатеринбург, футбольного ЧМ-2018, ЭКСПО-2020 прочно связаны с именами Росселя и Мишарина. У Куйвашева в этом смысле достижений пока не наблюдается, отмечают критики.
Анатолий Гагарин частично согласен с данной постановкой вопроса, но предлагает рассмотреть ситуацию с точки зрения протяженности во времени:
«Если говорить о новых проектах, то для начала надо понимать, что инициативы по разработке и реализации проектов имеют определенные предпосылки, привязки к прошлому. Вот взять проект недостроенной телебашни. Проект сейчас реализуется? – Да. Проект новый? – Нет. То же самое можно отнести к теме неразграниченных территорий. Регион годами не мог разобраться с этим вопросом, и только сейчас эту задачу удалось решить. И работа по текущему сопровождению, а иногда и реанимации долгосрочных проектов, которые достались региону от прежних администраций, сейчас идет по многим направлениям.
При этом параллельно разрабатываются и по-настоящему новые, масштабные, важные для региона проекты. Просто, в рамках профессионального и ответственного подхода афишировать эти идеи на стадии подготовки было бы некорректно.
Правда, стоит отметить, что эффективной реализации этих проектов может помешать все более глубокое погружение в ту же самую «текучку», и то, что сегодняшняя областная исполнительная власть не всегда учитывает негативный опыт прежнего руководства, к примеру, игнорируя необходимость создания экспертных советов. Своеобразной «мозговой кухни», в рамках которой идет выработка концепций по ключевым проектным направлениям, формирование пакетов экспертных рекомендаций с учетом широкого спектра факторов, способных повлиять на воплощение инфраструктурных правительственных идей. Эта практика широко используется в мире и на федеральном уровне, но почему-то не вызывает интереса со стороны региональных властей».
Конфликт элит
Также в вину губернатору ставится масштабный конфликт элит, который активно развивается и углубляется в регионе. Наблюдатели фиксируют, что в системе областной власти идет борьба сразу нескольких группировок, не все благополучно в этом плане и в региональном руководстве «ЕР», есть информация о росте сепаратистских настроений в некоторых муниципалитетах, а противостояние «Екатеринбург-область» отслеживается невооруженным глазом.
Гагарин, в свою очередь, полагает, что губернаторской ошибки здесь нет, а возможно присутствует тонкий управленческий расчет:
«Бесконфликтно жить и развиваться практически невозможно. Конфликт как столкновение интересов, систем противоречий зачастую необходим. Чтобы те же элиты не спали и были постоянно в тонусе. Мы же видим, что есть регионы, в которых тишь да гладь, спячка-анабиоз, и нельзя сказать, что эти регионы демонстрируют активное развитие. А у нас народ активный и конфликты в той или иной степени присутствуют постоянно. Другое дело, что конфликтами на уровне элит необходимо управлять.
Следует также отметить, что есть объективные факторы, вызывающие противостояния, а есть субъективные. В первом случае это борьба за собственность, за какие-то проекты, за какие-то бюджеты и так далее. Во втором – конфликт может породить косой взгляд или дошедшие через третьи руки слухи. Если брать первый вариант, то здесь следует рассматривать не проблему, а возможность. И задача власти в данной ситуации – не углублять конфликтную ситуацию или пытаться ее полностью разрешить, а лишь упорядочивать ее.
Переговорный процесс не способен добиться полного устранения предпосылок-развития-перспектив конфликта. В случае реализации жесткого сценария – победу одержит одна из элитных групп, которая наконец-то получит возможность сесть на все проекты и бюджеты. И как показывает практика, это обычно «хоронит», или, как минимум «подвешивает», эти проекты и, как правило, негативно сказывается на бюджетах.
Так что существование нескольких групп, которые действуют в рамках управляемого противостояния, зачастую просто необходимо. Следует лишь переориентировать конфликтный потенциал комплекса этих групп на реализацию комплекса проектов, которые будут учитывать комплекс интересов. Тогда эффективность работы и управления всей системы значительно возрастет».
Кадровый кризис
Эксперт и здесь соглашается с критикой, и все так же частично. Мишаринские ошибки учтены и областное руководство в кадровом вопросе в общем и целом движется в верном направлении, уверен Анатолий Гагарин:
«Кризис, безусловно, существует. Иначе не было бы привлечения специалистов из числа так называемой «старой гвардии». Но здесь я вижу как раз учет ошибок прежней администрации. При Александре Мишарине также существовал острейший кадровый голод – грамотных специалистов, способных работать на разных уровнях и с различным диапазоном функций, очень не хватало. Однако, привлечением суперпрофессионалов из прежней, еще росселевской, команды никто почему-то не озадачился. И произошел определенный кадровый провал в результате которого часть долгосрочных проектов как раз и «провисла».
Эти завалы и разгребает сегодняшняя администрация. Вполне логично, что для повышения эффективности этой работы привлечены проверенные специалисты, которые давно знакомы с комплексом региональных проблем и знают как использовать систему для их решения.Причем, следует отметить, что в новую губернаторскую команду пригласили, прежде всего, модераторов. Здесь, кстати, пересекаются и тема разработки реализации долгосрочных проектов и тема конфликта элит. Ведь модераторы как раз и способны обеспечить связь-взаимодействие различных элитных групп и профессионалов-исполнителей.
Повторюсь, есть доказавшая свою состоятельность схема – сначала над проблемой (в рамках тех же экспертных советов) работают специалисты самого широкого профиля, затем широкого профиля, затем узкопрофильные спецы, затем подключаются модераторы, которые обеспечивают конструктивное взаимодействие с процессом элитных групп и специалистов правительства. На нескольких уровнях этой системы у команды Мишрина и не было необходимых фигур. Сейчас администрация пытается эти лакуны частично заполнить, но над созданием первых уровней еще придется поработать».
Екатеринбург, Святослав Булгарин
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».