AMP18+

Екатеринбург

/

Запад о екатеринбургском саммите Россия-ЕС: ожидания и итоги «Вместо сближения наступает эра раздоров»

Западные и российские эксперты по-разному оценивают итоги и расставляют акценты в результатах вчерашнего саммита Россия-ЕС, который прошел в Екатеринбурге. Если представители принимающей стороны говорят об успехах в сфере борьбы с оборотом наркотиков и укреплении позиций Екатеринбурга как города-кандидата на проведение всемирной универсальной выставки ЭКСПО-2020, то европейские наблюдатели пришли к выводу, что саммит не решил практически ни одного из целого списка важных как для Европы так и для России вопросов.

Прекурсоры и ЭКСПО-2020

Напомним, что в рамках встречи представителей ЕС – главы Евросовета Хермана Ван Ромпея и председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу с президентом РФ Владимиром Путиным предполагалось рассмотреть самый широкий спектр мировых проблем и обсудить возможные пути сотрудничества. Так, в качестве основных тем анонсировались – устранение противоречий в сфере торговли и энергетического взаимодействия, подписание нового базового соглашении о сотрудничестве ЕС и России, упрощение визового режима для российских граждан, выработка конкретных решений по конфликту в Сирии. Кроме того, в Екатеринбурге предполагалось подписать соглашение о совместной борьбе с оборотом прекурсоров наркотиков.

По сути, помимо антинаркотического соглашения (которое, с точки зрения наблюдателей, логичнее было бы подписать на форуме представителей силовых ведомств, а не лидеров РФ и ЕС), других практических итогов у саммита не было. Правда, в качестве еще одного достижения, некоторые российские эксперты посчитали серию заявлений европейских гостей о проекте Екатеринбург-ЭКСПО 2020. Действительно, и Баррозу и Ван Ромпей в самых комплиментарных выражениях говорили об уральской столице (Екатеринбург – великий город, Екатеринбург – это мост между Европой и Азией и тд).

Однако, во-первых – все сказанное никак не расходилось со стандартной дипломатической вежливостью, и, во-вторых – оценки Баррозу и Ван Ромпея вряд ли повлияют на ноябрьское голосование по выбору места проведения ЭКСПО-2020. Никаких гарантий по позиции ЕС в данном вопросе гости не дали, да и не могли дать – голосование будет тайным. Так что последнюю столь важную для России тему западные комментаторы игнорировали и до саммита и по его итогам. Впрочем, и по ключевому для ЕС вопросу – визовому, европейские наблюдатели прорывов не ждали.

Западные ожидания: «Рутина на фоне несбывшихся надежд»

За день до основных заседаний форума немецкое издание Deutsche Welle, в частности, выпустило статью под названием – «Саммит ЕС-Россия: рутина на фоне несбывшихся надежд». В тексте выражались сомнения в том, что Россия и ЕС достигнут каких-то подвижек в визовом вопросе на саммите в Екатеринбурге, и, в частности, было сказано:

«Директор Московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин не уверен, что Россия и ЕС отменят визовый режим и через 10 лет. «Причина – косность европейцев, боязнь чужаков», – говорит Тренин. Ханс-Хеннинг Шредер (Hans-Henning Schröder) из берлинского Фонда «Наука и политика» также не верит в скорую отмену виз между Россией и Евросоюзом, но считает, что рано или поздно это произойдет. Говоря об общем состоянии российско-европейских отношений, берлинский политолог Шредер употребляет слово «застой». За минувший после избрания Владимира Путина президентом год, Россия занималась «консолидацией постсоветского пространства», а ЕС – «спасением евро и самого себя», – отметил эксперт. Поэтому от саммита ЕС-Россия в Екатеринбурге Шредер не ждет «ничего существенного». Он связывает это частично с предстоящими осенью парламентскими выборами в Германии. По словам Шредера, Германия является «важнейшим актером» в европейско-российских отношениях. Поэтому новых импульсов эксперт ожидает после того, как станет ясно, кто будет канцлером ФРГ. Сдержанно настроен и российский коллега Шредера – Тренин. «Крупных шагов я не ожидаю, – сказал директор Центра Карнеги. – Это – рутинный саммит на фоне ухудшающегося отношения к России в общественном мнении и, отчасти, в правительствах европейских стран». Тренин, как и Шредер, говорит об изменении российской внешней политики «с меньшим акцентом на Европу» и с приоритетом на страны СНГ. Тренин связывает это с изменениями, как в России, так и в Европе. Эксперт говорит о «ценностном разрыве» между ставшей более консервативной российской элитой и Европой, которая идет дальше по пути либерализма: «Такой разрыв будет углубляться». Да и США шлет ЕС совершенно определенные сигналы в визовом вопросе. Автор книги «Хрупкая империя: как Россия полюбила и разлюбила Владимира Путина» Бен Джуда на страницах издания Bloomberg ЕС опубликовал статью «ЕС не должен вознаграждать Россию за ее репрессивную политику визовым соглашением».

«Если ЕС заключит новое соглашение о смягчении визового режима, это покажет, что его политика в отношении России движется в направлении, противоположном американской политике. В декабре Конгресс запретил въезд в США тем российским чиновникам, которые считаются причастными к смерти юриста Сергея Магнитского. Магнитский, умерший в следственном изоляторе, разоблачил масштабную коррупционную схему с участием группы сотрудников министерства внутренних дел. Новое визовое соглашение стало бы прямой противоположностью «списка Магнитского». Кроме того, оно вознаградило бы людей, причастных к строительству в России репрессивного государства, предоставив им легкий доступ к шоппингу в Европе, которого нет у прочих россиян. Оно может даже обеспечить безвизовый въезд в Европу людям, попавшим в американский черный список, если у них окажутся биометрические служебные паспорта», – пишет Джуда. С другой стороны есть и позитивные визовые сигналы. Правда, озвучены они были не на саммите в Екатеринбурге, а в Норвегии, где прошла встреча премьер-министров стран, которые входят в Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР). Участие в заседании Совета принял и российский премьер Дмитрий Медведев. Между тем, по итогам форума, было сделано еще одно важное визовое заявление. В целом, положительно оценивая результаты сотрудничества государств региона с Россией, руководитель Баренц-секретариата Руне Рафаэльсен особо подчеркнул значение культурно-экономического обмена между Россией и Норвегией: «Сегодня в Северной Норвегии нет почти ни одной организации без российского партнерства. Народная дипломатия – вот причина успеха сотрудничества в регионе. Остается только устранить визовый режим между северными странами и Россией», передают слова Рафаэльсена норвежские СМИ.

Европейские итоги: «В ЕС на Россию больше не смотрят как на настоящего партнера»

Результаты саммита подтвердили прогнозы западных экспертов – разочарование и обманутые надежды. Ни по энергетике, ни по торговле, ни по базовому оглашению, ни по Сирии, ни по правам человека стороны толком так и не договорились.

Та же Deutsche Welle по итогам екатеринбургского форума опубликовала статью – «В Брюсселе говорят о новой политике сдерживания России»:

«В Екатеринбурге во вторник, 4 июня, завершил свою работу очередной саммит ЕС-Россия. Каких-то значимых соглашений достигнуто по результатам встречи не было. Этот факт нисколько не удивляет директора исследовательского центра «ЕС – Россия» Фрейзера Кэмерона, ведь отношения между сторонами, по его мнению, характеризуются дефицитом доверия.

«Вопросы, которые есть между ЕС и Россией, не решаются, и решить их становится только сложнее – будь это вопросы взаимной торговли, работы неправительственных организаций, прав человека и так далее. Здесь в Брюсселе многие говорят о необходимости новой политики сдерживания в отношении России (термин «политика сдерживания» появился в США сразу после Второй мировой войны – Ред.). Сторонники такой политики говорят, что нам нужно вести бизнес с Россией, но пусть он ограничивается определенными рамками. В ЕС на Россию больше не смотрят как на настоящего партнера», – уверен Кэмерон».

В статье австрийской газеты Die Presse «Саммит Россия-ЕС: партнеры держат максимальную дистанцию» также говориться о разочаровании от саммита: «Выбор Екатеринбурга – уральского города на самой географической границе Европы – как места проведения саммита Россия-ЕС подчеркивает дистанцию между Россией и Европой. Несмотря на интенсивные торговые связи, отношения с самого начала были сложными, но такими холодными, как сейчас, не были никогда».

По словам экспертов Московского института Карнеги, цитируемых в статье, Россия более не рассматривает Европу и ее ценности как образец для себя; «вместо сближения наступает эра внутренних раздоров, усиливающих изоляционистские тенденции. Внешнеполитические приоритеты переносятся в сторону евразийских соседей и Китая».

С точки зрения аналитиков, Европе с учетом такого развития следует строить отношения с Россией, исходя из собственных интересов и не пытаясь ее изменить, «интенсифицировать любые связи и отменить визы для россиян, чтобы ослабить изоляционизм Кремля», делает неожиданный вывод австрийское издание.

Екатеринбург, Святослав Булгарин

© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Общество, Политика, Россия,