AMP18+

Екатеринбург

/

«Не хочу возвращаться в сельский паноптикум» – почему творческая элита «утекает» за рубеж (ВИДЕО)

Утечка мозгов из России продолжается, несмотря на то, что власти заявляют о готовности всячески поддерживать творческих и талантливых людей. Известный уральский драматург и режиссер Николай Коляда намерен в ближайшее время ставить спектакли в театрах Польши, Франции и других стран. В родном Екатеринбурге, в котором «Коляда-театр» давно стал одним из узнаваемых и любимых брендов, ему по-прежнему негде «развернуться»: обещанное под нужды театра здание до сих пор не начали ремонтировать.

Проблема утечки мозгов из России обсуждается властями разного уровня уже несколько десятилетий. Ранее ее муссировали, в основном в контексте потери научного потенциала – в 90-е годы прошлого века за границу уехало порядка 25 тысяч ученых, еще 30 тысяч работали за рубежом по контрактам. Теперь на ПМЖ в страны с высоким уровнем жизни стали перебираться люди творческих и свободных профессий. Например, давно известный факт, что в балетных труппах по всему миру танцуют русские.

И процесс этот, несмотря на все заявления чиновников о поддержке российских культуры, науки, искусства, никак не прекращается.

Не так давно о своем намерении остаться жить в Европе заявил известный режиссер и драматург Николай Коляда, который вместе со своим созданным театром стал настоящим брендом Екатеринбурга. «Город где-то в Сибири» в той же Франции многие знают лишь благодаря тому, что труппа неоднократно там гастролировала. И это все могло бы сыграть на пользу имиджу Екатеринбургу, который, к слову, претендует на проведение «ЭКСПО-2020». Однако до сих пор Коляда вынужден был тащить весь свой театр с труппой из 60 человек на своем горбу, а спектакли ставить на авторские деньги, заработанные на постановки пьес в других театрах.

«У меня одна жизнь. У меня приглашений ставить спектакли везде – на два года вперед. Хочу каждый день гулять по аллее платанов, и пусть идет всё к черту. Надоело всё до смерти. Не хочу ехать назад, в этот сельский паноптикум», – написал Коляда в своем ЖЖ, когда ставил спектакль «Маскарад» в Кракове.

В видео-интервью «Новому Региону» Николай Коляда пояснил, что навсегда уезжать из России он пока не планирует, но отказываться, как раньше, от предложений поставить спектакль в Европе – не будет.

«Мой театр, моя сцена – это маленькая коробка. И мне уже тяжело ставить здесь спектакли. Здесь нет никакой механики, вода не льется, никаких подъемных приспособлений нет. Театр сегодня должен давать шоу. Делать спектакль по принципу – стул, стол, сели и разговариваем – мне уже тяжело, я не могу. Нам обещали отдать здание кинотеатра «Искра» в декабре, но там даже ремонт еще не начался, еще даже конкурс на работы не проведен. Сколько это будет тянуться? Год, два три… А потом меня ввезут на инвалидном кресле, скажут – «Твори!». А у меня может и сил уже не будет к тому времени, – поделился с «Новым Регионом» Николай Коляда. – Актеры в мое отсутствие спокойно играют спектакли, зарабатывают деньги себе же на зарплату. Поэтому я принял несколько предложений от театров в Польше и в других странах, и вплоть до лета следующего года буду ставить спектакли там».

В последние годы ситуация несколько изменилась: театру стали выделять гранты на постановки, помогать в проведении фестиваля «Коляда-плэйс», Поэтому окончательно эмигрировать Николай Коляда пока не собирается. Хотя у него есть для этого все основания: во всех театрах, где бы он ни работал, ему не приходится, как дома, самостоятельно покупать ткани и реквизит, делать спектакль «из мусора» и консервных банок (основные декорации к «Гамлету» в «Коляда-театре» – жестяные банки из-под кошачьих консервов – прим. НР.), все это делают специально обученные люди и помощники.

Екатеринбург, Ольга Тарасова, Александр Саливанчук

© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Видео, Урал, Видеорепортаж, Культура, Общество, Политика, Россия,