«На работу требуется девушка» теперь под запретом – в России начал действовать «антидискриминационный закон»
Начиная с этой недели, в России запрещена дискриминация при отборе кандидатов на работу. Соответствующий закон, разработанный Минтруда РФ и подписанный президентом России Владимиром Путиным, вступил в силу 15 июля этого года. Теперь работодатель при поиске сотрудника не имеет права указывать в объявлении о приеме на работу такие критерии, как пол, возраст и другие, формально не влияющие на деловые качества соискателя. Но в рекрутинговых агентствах Екатеринбурга уверены: ничто не помешает отказать неугодным соискателям, придумав формальную причину.
С 15 июля этого года, согласно закону, работодатель при поиске сотрудника не имеет права указывать в объявлении о приеме на работу такие критерии, как пол, возраст, раса, вероисповедание, место жительства, словом, все, что формально не влияет на деловые качества соискателя. Как обычно, нарушителей будут наказывать рублем: штраф для граждан составит от 500 рублей до тысячи рублей, для ИП – от 3 до 5 тысяч рублей, для юрлиц – от 10 до 15 тысяч рублей.
Между тем, уральских работодателей, похоже, суммы штрафов не напугали: сайты объявлений по-прежнему конкретизируют «запретные» данные о потенциальных работниках. Например, открываем сайт «Есть работа», рубрику с вакансиями «Секретариат». Традиционно должности в этой сфере занимают представительницы женского пола. И, действительно, в первом же из объявлений по поиску офис-менеджера указано: «Требуется девушка от 18 лет». Открываем раздел «Работа» на другом популярном портале – Екатеринбург он-лайн, заходим в рубрику «Госслужба». В объявлении по поиску сотрудников полиции так же указывается, что нужны только мужчины и даже установлен возраст – от 19 до 35 лет.
Однако некоторые компании уже учли требования закона и при выставлении вакансий на сайт убирают «неугодные» графы. В одном из самых известных рекрутинговых агентств HeadHunter на Урале для таких целей существует премодерация.
«У нас работа изменилась после принятия закона, мы предупреждаем работодателей, что теперь нельзя указывать в вакансиях требования по возрасту и полу, иначе придется выплатить штраф. Но нам проще, чем многим другим компаниям, у нас все объявления, размещающиеся на сайте, проходят ручную премодерацию перед публикацией. Поэтому даже если работодатель не учел новый закон, мы сами убираем из его объявления какие-то детали», – отмечает менеджер HeadHunter-Урал Анастасия Найденова.
KellyServices в Екатеринбурге, являясь международной компанией, с самого своего появления в России работает по таким стандартам, которые запрещают отказывать соискателям в работе по причине пола, возраста или расы.
«У нас международная компания и мы с самого создания работали по таким стандартам, чтобы не дискриминировать по полу и возрасту. Сейчас только ужесточится контроль, чтобы в наших вакансиях в открытых источниках не было таких требований, чтобы наши сотрудники в интервью не отказывали по причине неподходящего возраста или пола. Думаю, что и в остальных компаниях будут следить только за тем, чтобы дискриминирующая информация в вакансиях не появлялась в открытых источниках», – говорит территориальный директор отделений по подбору персонала KellyServices в Екатеринбурге Алена Беляева.
Как отмечает корреспондент «Нового Региона», даже если уральские работодатели станут беспрекословно выполнять закон, работать он не будет все равно: ничто не мешает работодателю «отсеять» (и, притом, по любому формальному поводу), например, женщину, которая придет на собеседование по поводу должности грузчика, или мужчину, который захочет быть няней в доме малютки.
«Отказывать работодатели все равно будут, ведь всегда есть возможность при отказе в приеме на работу назвать любую другую причину, никак не связанную с национальностью, полом или религией», – соглашаются в KellyServices.
В HeadHunter же считают, что закон может помочь очень небольшому проценту соискателей. Например, молодым специалистам, которых, считая неопытными, не приглашают даже на собеседования.
«Возможно, конечно, закон и поможет кому-то. Например, раньше работодатели указывали в вакансиях «от 25 лет», поскольку считается, что после 25 лет у человека есть образование и опыт. Но теперь на работу может попасть и более молодой специалист, ведь некоторые начинают работать сразу после школы и параллельно учатся. То же самое с пожилыми людьми, возможно, они смогут впечатлить работодателя, – говорит Анастасия Найденова. – Но в целом закон не имеет смысла. До его принятия всего в 30% вакансий указывались четкие требования по возрасту или полу, и почти всегда эти требования были обоснованы. Например, логично, что на должность грузчика работодатель рассчитывает принимать только мужчин и пишет об этом в объявлении. Или вакансии, где указывается возраст – до 45 лет, предусматривают частые командировки, а, по мнению работодателя, частые разъезды легче даются более молодым людям. И такая кадровая политика в компаниях не исчезнет вдруг из-за очередного закона».
Стоит также добавить, что, приняв этот закон, Минтруда фактически изобрел велосипед. Статья о запрещении дискриминации в сфере труда существует в Трудовом кодексе России с момента его принятия еще в 2001 году. В статье 3 ТК РФ четко указано, что «никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника».
Екатеринбург, Ольга Тарасова, Екатерина Норсеева
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».