Автоэксперты предлагают узаконить жалобы на нарушителей ПДД от граждан Сейчас реакция ГИБДД поступает только после широкой огласки (ФОТО)
1 сентября, в России вступили в силу поправки в КоАП, касающиеся изменений в правилах дорожного движения. В частности, были увеличены штрафы за некоторые нарушения, а также отменено т.н. «нулевое промилле». Между тем, российские автоэксперты уже выступают с новыми идеями поправок в КоАП РФ в части нарушений на дорогах. Речь идет о фиксации тех или иных правонарушений. Специалисты отрасли хотят ввести в России т.н. «общественный контроль». Грубо говоря, предлагается законодательно присвоить гражданам – как водителям, так и пешеходам – возможность сообщать в органы правоохраны о нарушениях ПДД и, главное, «прописать» в нормативных актах сроки и регламент реагирования на такие обращения. «Люди должны своими видеофиксаторами, телефонами, любым действием отметить нарушителя – их действительно нужно вылавливать и «выводить из потока», по-другому мы не справимся», – приводит слова замглавного редактора журнала «За рулем» Вячеслава Субботина «Первый канал».
Между тем, как отмечает корреспондент «Нового Региона», фактически такая возможность у граждан уже есть. Более того, она закреплена сразу несколькими документами разных уровней. В частности, любой, кто стал свидетелем какого-либо правонарушения, может обратиться с заявлением в органы, в т.ч. не выходя из дома. Напомним, что на сайте Госавтоинспекции среди прочих онлайн сервисов есть такой, как «Направить сообщение». Тот, кто желает, например, передать в ГИБДД снимок или видеозапись нарушения, должен выбрать соответствующее региональное подразделение, оставить информацию о себе и приложить соответствующий файл. Интернет-заявление, в принципе, мало чем отличается от обычного, и рассматривается в соответствии с теми же НПА – в частности, ФЗ № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», т.е. в течение 30 дней. Эти же временные параметры регулируются и приказом МВД России от № 1221. Таким образом, отправив фото нарушения 2 сентября, через месяц, т.е. 2 октября, гражданин должен получить ответ. Однако это идеальная, теоретическая модель.
В реальности система интернет-обращений работает не так гладко, как хотелось бы. В частности, еще в конце апреля этого года корреспондент «Нового Региона» протестировал сервис онлайн-обращений, отправив в региональную Госавтоинспекцию фото нарушения на дороге. Речь шла о трамвайной остановке на перекрестке улиц Радищева и 8 марта, где нет надежных ограждений, в связи с чем автомобилисты систематически объезжают пробку по путям непосредственно через остановку. Тем самым водители создают аварийно-опасные ситуации. Однако ни через регламентированный законами месяц, ни позднее ответа на обращение получено не было. Разумеется, что проблема до сих пор актуальна.
Кроме того, как пишут интернет-пользователи, получение ответа тоже не всегда гарантирует удачный исход решения проблемы – зачастую в «органах» предпочитают отправить заявителю банальную отписку. Так, об этом сообщают пользователи портала auto.ru. «Зафиксировал в начале мая, как «гаишная» машина без сирен и «мигалок» объехала очередь перед жд-переездом, да так по «встречке» на переезд и поехала. Отправил фото и заявление через сайт gibdd.ru, в конце месяца получил бумагу, что перенаправили в ЮЗАО «для рассмотрения». Сейчас звонят из СБ ДПС ЮЗАО, говорят, что заявление получили, но рассматривать его не могут, т.к. для начала рассмотрения им нужно обязательно заявление на бумаге, с собственноручной подписью. Предлагают заехать к ним. Все-таки обращения через сайт ГИБДД – фикция и профанация», – резюмирует юзер под ником «Myth_043».
Аналогичные темы периодически «всплывают» и в небезызвестном коммьюнити в ЖЖ «ru_vederko», отмечает корреспондент «Нового Региона». Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что с интернет-обращениями так бывает не всегда. Наиболее продвинутые пользователи, в основном, более-менее популярные блогеры, стараются придать нарушению максимальный резонанс, после чего реакция от ГИБДД поступает даже быстрее, чем в регламентированные сроки. Так было, например, с видеозаписью, на которой автомобиль с «правительственными» номерами мешал проехать трамваю, встав перед ним на рельсы – запись тогда публиковал в своем «Твиттере» микроблогер «TramEkb», и благодаря сотням «фолловеров» происшествию удалось придать огласку.
Между тем, уральские автоэксперты полагают, что принятие дополнительных правовых норм и законов в части обращений граждан в ГИБДД о замеченных нарушениях на дорогах все же не требуется. «С обратной связью я сталкивался лично. Однажды увидел, что сотрудник ДПС ездит на тонированном автомобиле. Я сфотографировал и отправил сообщение через сайт. Через некоторое время меня вызвали для дачи объяснений, и инспектора этого привлекли к дисциплинарной ответственности. Так что однозначно, сервис этот полезный. Но прописывать в законе что-то еще, кроме того, что есть, – это создавать дополнительную бумажную работу. Действующего сейчас механизма достаточно для эффективной работы ГИБДД, лишь бы они работали и выполняли свои функции вовремя», – пояснил «Новому Региону» директор Ассоциации защиты прав водителей Николай Бескорский.
Тем временем, в самой ГИБДД отмечают, что участники дорожного движения стали активнее пользоваться «формой обращений» для граждан на сайте ведомства. Правда, не с тем, чтобы пожаловаться на других водителей или пешеходов, а на сотрудников Госавтоинспекции. «В управление ГИБДД поступает все больше и больше жалоб на действия сотрудников ДПС ГИБДД при составлении административных материалов за нарушения ПДД, где граждане жалуются на то, что сотрудник ДПС привлек их к административной ответственности незаконно, – рассказали сегодня в свердловской Госавтоинспекции. – Однако зачастую сам гражданин, описывая ситуацию, полностью подтверждает факт нарушения им ПДД и осознает свою вину в совершении правонарушения. Складывается ощущение, что гражданин обратился в Госавтоинспекцию либо следуя советам, размещенным в Интернете, либо по советам знакомых, так как формулировки однообразны и стандартны. Основным требованием является отменить административный материал по какому-либо из формальных признаков, либо то, что инспектор ДПС вел себя некорректно или неправомерно. В связи с чем УГИБДД ГУ МВД России обращается к гражданам с просьбой – при общении с сотрудниками ГИБДД использовать аудио-фото-видеоаппаратуру, и впоследствии при направлении жалоб либо заявлений предоставлять данное видео в ГИБДД. Каждое обращение будет обязательно рассмотрено и будет проведена проверка».
ФОТОфакт, отправленный корреспондентом агентства в ГИБДД, никакой реакции не вызвал
Екатеринбург, Екатерина Норсеева
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».