Выходить из «мобильного рабства» 1 декабря не стоит: есть риск остаться без связи
Уже в предстоящее воскресенье, 1 декабря, в России в силу вступит закон, который должен отменить «мобильное рабство»: каждый человек сможет сменить сотового оператора, сохранив при этом свой номер. По данным аналитиков, желающих – по всей стране огромное количество. Но операторы «большой тройки» не советуют торопиться: до сих пор не подготовлена нормативно-правовая база и нет уверенности, что при переходе абонент не лишится связи вообще. Полноценного тестирования этого процесса в России, в отличие от других стран, не проводилось.
Абонентам советуют не торопиться
С 1 декабря 2013 года по всей России вступает в силу закон, который позволит каждому воспользоваться услугой переноса номера к другому сотовому оператору (MNP). Абоненты, которые не удовлетворены качеством связи, смогут выбрать компанию, отвечающую их требованиям. При этом сохранив номер, который известен всем друзьям и знакомым, что ранее было невозможным.
Согласно данным исследований, таких желающих наберется очень и очень много. Так, анализ специалистов из международной компании EPSI Rating (Европейский Индекс Удовлетворенности Заинтересованных Сторон) показал, что введение в действие услуги переносимости номеров в России в существующих условиях может серьезным образом изменить распределение сил на рынке. 58% абонентов знают о скором введении услуги MNP и ожидают ее ввода, а чуть больше 20% абонентов планируют ей воспользоваться.
Правда, выбирать придется в основном из игроков «большой тройки»: МТС, «Билайн» и «МегаФон». И на данный момент лучше не торопиться. Все операторы заявляют, что готовы к «перетасовке» абонентов, но у них нет уверенности в своих коллегах. Более того, до сих пор не подготовлена даже нормативная база, о тестированиях предоставления услуги перед ее запуском в масштабах страны речи вообще не велось.
«На сегодняшний день МТС готова к запуску MNP настолько, насколько позволяет действующая нормативно-правовая база. Однако до сих пор не приняты все необходимые акты, регулирующие взаимоотношения между участниками рынка, хотя регуляторы приняли на себя обязательство сделать это еще весной 2013 года. В результате, несмотря на техническую готовность, у операторов нет возможности провести полноценное тестирование нового сервиса, чтобы запустить его в установленный срок – 1 декабря, – сообщили «Новому Региону» в пресс-службе «МТС Урал». – Представители Минкомсвязи заявили, что все необходимые документы будут готовы к 1 декабря, то есть непосредственно перед запуском услуги. Фактически это означает, что операторы мобильной и фиксированной связи, платежные системы, а также база данных перенесенных номеров лишены возможности провести полноценные тестирования перед запуском, на что в других странах уходило от года до двух лет».
В компаниях «Билайн» и «МегаФон» сообщили, что технически готовы принять в свою сеть новых абонентов и отдать своих. Но также посоветовали не обращаться в декабре.
«Компания «Билайн» полностью технически готова к процедуре переноса номера, но не может гарантировать, что остальные операторы, включая локальных региональных операторов, готовы к ней в такой же степени», – констатируют в пресс-службе «Билайн» в Уральском регионе.
В «МегаФоне» подчеркивают, что в случае, если кто-либо из операторов будет не подготовлен в достаточной степени, у абонентов, совершивших переход, могут возникнуть проблемы со связью.
«К 1 декабря сеть «МегаФона» будет готова к оказанию услуги, но для корректной работы услуги для всех абонентов нужно, чтобы были готовы сети всех операторов, – говорят в пресс-службе Уральского филиала компании. – Важно понимать, что новый оператор, к которому приходит абонент, существенно влияет только на исходящую связь для перенесенных в свою сеть номеров и полностью определяет входящие вызовы в своей сети. То есть проблемы перешедшего к нам абонента могут быть в первую очередь с входящими звонками из других сетей, в большей степени это зависит от оператора-донора. С SMS схожая ситуация. Из-за неготовности нового или старого оператора с высокой вероятностью SMS-сообщения доходить до адресата не будут. Поэтому у абонентов, которые захотят сменить оператора сразу после 1 декабря, могут возникнуть проблемы с работой базовых услуг (голосовые звонки, SMS, мобильный интернет) и дополнительных сервисов. По этой причине мы не рекомендуем менять оператора в декабре».
Добавим, что все операторы «большой тройки» в Екатеринбурге, готовясь к 1 декабря, постарались увеличить пропускные возможности сети, ожидая притока новых абонентов. Выдержат ли сети новую нагрузку, жители ощутят на себе в ближайшее время.
Подать заявку можно сейчас, а перейти к новому оператору – весной
Для перехода абоненту необходимо написать заявление в офисе компании, к которой он планирует перейти. Согласно действующему законодательству, новый оператор будет оказывать услуги связи не ранее восьмого дня – абоненту-физическому лицу, и не ранее 29-го дня – абоненту-организации, но не позднее шести месяцев с даты заключения нового договора с оператором-реципиентом. Если абонент самостоятельно не указывает дату, то перенос назначается на 8-й день. Повлиять на сроки переноса могут и технические неполадки.
«Следует иметь в виду, что база данных перенесенных номеров и информационные системы операторов имеют конечную пропускную способность. Есть вероятность того, что в период пиковых нагрузок не во всех случаях удастся выдержать эти сроки буквально. Но будем к этому стремиться, – пояснили в пресс-службе компании «Билайн» на Урале. – Кроме того, возможны ситуации, когда операторы будет вынуждены на какое-то время откладывать технические процедуры перенесения. Это, например, часы проведения технического обслуживания и модернизации систем. Проведение таких работ может каким-то образом, но не критически, повлиять на дату и время осуществления переноса».
Добавим, что на первое время операторам дали небольшие послабления. До 15 апреля 2014 года оператор-реципиент вправе установить дату заключения договора самостоятельно, но не более 135 дней со дня подачи заявления о перенесении абонентского номера и не позднее 15 апреля 2014 года. А с 1 марта 2014 года абонент будет обслуживаться сотовым оператором бесплатно после истечения установленного нормативами срока перевода абонентского номера другому оператору до момента его фактической передачи (то есть если с момента заявки прошло более полугода). Соответствующие поправки в закон приняли накануне. Это фактически означает сдвиг реформы на весну 2014 года, так как если оператор не захочет отпускать абонента, ссылаясь на техническую невозможность или загруженность сетей, то никакого наказания за такой «саботаж» до марта ему не грозит.
Кто не сможет сменить оператора
Правила работы с абонентами, желающими перевести свои номера к другому оператору, одинаковы для всех участников рынка, сообщили в пресс-службе компании «Билайн».
Заявление на перенос номера может подать только человек, который заключил договор об оказании услуг связи с использованием данного номера, или его законный представитель на основании доверенности. Паспортные данные абонента при подаче заявления должны полностью совпадать с паспортными данными абонента, находящимися в базе данных оператора. Для успешного переноса номера на данном договоре у текущего оператора не должно быть долгов, номер не должен быть заблокирован.
Также сотовые операторы уточняют, что переноситься могут только федеральные номера в пределах одного субъекта России. Дополнительные городские «прямые» номера, выделенные абонентам в дополнение к федеральным номерам, переносу не подлежат. Невозможен перенос номера из одного субъекта России в другой, то есть вы не сможете перейти из компании «МегаФон Урал» в «МТС Сибирь», сохранив номер.
Количество переходов абонента от одного оператора к другому не ограничено, однако повторный переход может быть осуществлен не ранее, чем через 70 дней после предыдущего перехода.
Причин отказа в переносе номера от оператора к оператору может быть несколько. Например, если в заявлении указаны некорректные сведения, либо есть ранее поданное заявление о переносе данного номера к другому оператору, либо номер не принадлежит абоненту (различия в данных абонента в заявлении на перенос номера и базе текущего оператора). Также причиной отказа могут послужить технические ограничения для переноса у текущего оператора или на стороне централизованной базы данных.
Екатеринбург, Ольга Тарасова
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».