Как темный рыцарь превратился в карателя комендантов общежитий и мерзко хрюкающих свиней-оккупантов Авторская колонка корреспондента «Нового Региона»
Екатеринбург, Декабрь 19 (Новый Регион, Максим Бородин) – «Новый Регион» продолжает анализировать итоги первых ста дней работы в качестве главы Екатеринбурга Евгения Ройзмана. Накануне свою точку зрения на происходящее высказала корреспондент Татьяна Пашкова. Сегодня слово взял другой сотрудник редакции – Максим Бородин.
Как темный рыцарь превратился в карателя комендантов общежитий и мерзко хрюкающих свиней-оккупантов
Сто первых дней для руководителя считаются определяющим вектором для его будущей карьеры – политический феномен ввел в повестку президент Франклин Рузвельт, сумевший после первого избрания в годы Великой депрессии работой в авральном режиме добиться снижения числа безработных на четыре миллиона человек и поднять индекс промышленного производства в два раза. В общем, помог всем добрым людям.
Первые сто дней Евгения Вадимовича заставили, нас, журналистов, внимательно следить за каждым его шагом, вне зависимости от отношения к его личности. Возможно, сам Ройзман этого еще не осознал до конца, но после того, как он променял сверкающие доспехи на мышиный сюртук бургомистра – для нас он потерял лицо. Стал функцией. Живой аналог водопровода или отопления. Еще начиная свою карьеру на посту мэра, отчаянно стараясь придать легитимность своему избранию, судорожно пытаясь пожать руку Собянину перед фотографами, Ройзман бешеными темпами терял доверие со стороны его умеренных сторонников, – тех, что не умеют истерически вопить «Сила в правде!».
Вдумайтесь: рукопожатие с Собяниным – это ведь отличный привет экс-соратнику Навальному, призывавшему во время выборов голосовать за Ройзмана. Потом было еще одно рукопожатие – на этот раз «повезло» Евгению Кувайшеву на форуме «Валдай». Под прицелом телекамер Ройзман предложил главе региона, которого еще пару дней назад он прилюдно оскорблял, «обнулить отношения», и его визави не сумел среагировать четко, оперативно и проигнорировать предложение мира. Куйвашев публично принял этот мир, а потом продолжил добивать противника. Что же касается Ройзмана, то его попытка сыграть во «взрослую политику» рядом с людьми, принимающими стратегические решения, лишь убедила старших товарищей, что экзотичный для них персонаж Ройзман не является самостоятельным и опытным игроком и готов на все, лишь бы его признали своим и, желательно, сделали это публично.
Политика – дело гибких людей. Учиться быть гибким пришлось и черно-белому, не знающему полутонов Ройзману. Для начала пришлось расстаться с независимостью суждений. Когда на первой своей пресс-конференции в должности мэра Ройзман позволил себе неосторожно брошенную реплику о сомнительной важности мундиаля для Екатеринбурга, Путин тут же позволил себе старую, проверенную чекистскую оплеуху. Явно троллинга ради. Помните, как в габреляновских «Известиях», где комментарии Путина визируются вплоть до запятой, появилась статья о просьбе краснодарских комбайнеров к Путину? Те еще просили главу государства перенести к ним мундиаль, а Вождь Нации, по доброте душевной, сославшись на отказ Екатеринбурга принимать чемпионат, допустил такую возможность.
Я видел Ройзмана на следующий день. Когда вручали мандаты вновь избранным депутатам. Тогда путинский троллинг затмил даже обыски у Тунгусова. Евгений Вадимович выглядел подавленным и сказал, что никогда не высказывался против мундиаля и вообще – он является его сторонником. А вот то, что он накануне сказал, – это все придумали злые журналисты. И вот она – несвобода слова, наступившая для Ройзмана, во всей красе. Это как раз та ситуация, когда раньше ты был свободен, не имея реальной власти, а теперь ты вынужден держать мнение при себе, когда тебе указал твое место человек, которого раньше ты в открытую называл нелегитимным. И наступила эта несвобода своего слова быстро и неожиданно. При всем своем достаточно негативном отношении к Ройзману в тот момент я ощутил к нему нечто вроде сочувствия. Тогда он явно верил (а, может, кстати, и до сих пор верит), что система его не сможет сожрать, и ее можно переделать под себя.
Следующим глупым и непродуманным шагом со стороны Ройзмана была ссора с журналистским сообществом, в котором, кстати, есть и искренние его сторонники. Нас, Евгений Вадимович, не переделаешь. Наркоманы. И когда Вы, во время суда с типа-оппозиционерами в городской думе, заходя в зал суда отдали распоряжение приставам пустить на процесс только двух журналистов – представителей «Комсомолки» и «Знака», а остальных оставили за дверями, Вы совершили большую ошибку. После этого инцидента против Ройзмана оказались настроены даже нейтральные ему ранее издания. Вот такая нелепая ссора на пустом месте. Человек, умевший раньше обаять практически любого репортера, особенно прекрасного пола, остался героем исключительно в победных реляциях одного СМИ в регионе.
После ссоры с прессой вновь повисла медиа-тишина, которую Ройзман так не любит. Прервал ее мэр нарочитым высказыванием о сомнительности реконструкции Центрального стадиона. А потом Ройзман предложил поменять статус Екатеринбурга на федеральный и вывести город из подчинения Свердловской области. Ну и что, что для этого нужно менять Конституцию. Зато адреналин в кровь. Известность, после которой старшие товарищи, было смирившись с соседством, сочли, что в Екатеринбурге появился новый Жириновский. Который, на потеху плебсу, готов высказать любую популистскую и заведомо неосуществимую идею, веселя городскую чернь, не разбирающуюся в нюансах. Зато посыл будет воспринят однозначно – «Женя хочет сделать нас богатыми, работать будем меньше – получать больше, но реализовать эту хорошую идею ему злые люди не дают».
И опять тьма египетская опустилась на Ройзмана и его окружение. То, чем он занимается сейчас, будучи чуть ли не везде персоной нон грата, напоминает внутреннюю эмиграцию. Занимается реставрацией икон. Как прежде. Изо дня в день глава Екатеринбурга, как обычный депутат городской думы, принимает простых горожан и опирается исключительно на личные связи и ресурсы в решении их проблем. Повторюсь – личный ресурс и ресурсы фонда. Подчас просьбы населения весьма курьезны. Подчеркивающие формальный статус должности Главы Екатеринбурга. Так Ройзман описывает личный прием в своем блоге:
«…Потом пришли азербайджанцы, у которых стоит фруктовый киоск, а его хотят убрать. Если честно, мне эти фруктовые азербайджанские киоски в центре города нравятся. Потому что и фруктов там много разных, и цены приемлемые, и работают допоздна. Хорошие киоски. Посмотрим, что можно сделать».
Дальше история о зловещем коменданте общаги: «Приходили люди с Самаркандской, 41. Работали на Химмаше, а там была общага. Потом общагу передали техникуму Химической промышленности. А они все равно там живут. А куда им? Тогда комендант их стал выдавливать. Срезали все двери. Обрезали провода. Заварили щитки. А люди-то смотри, живучие – сопротивляются. А как не сопротивляться? Идти-то некуда. И тоже включили голову и, похоже, нашли способ».
А в финале просто триумф облеченного властью человека: «Заходит дяденька. Живет на краю Эльмаша, частные сектор. Соседи держат коз, овец и свиней. Со всеми вытекающими. Он еще фотки принес. Жить невозможно вообще. Летом на дворе огромные навозные кучи, мухи гудят. И совсем ему уже невмоготу. А соседям нормально. У них и мясо, и козье молоко, и сыр, и шерсть! Он говорит: «Ну пожалуйста! Козы, овцы – и хрен бы с ним, но со свиньями-то помогите!». Подумаем, как решить, чтобы вреда никому не было».
По-моему, Ройзман так и не понял, что теперь он государев человек и мыслить должен не на уровне действий «путевых парней из фонда», и что мэр, который решает вопросы умиротворения гадящих свиней и коз, вызывает только жалость. И вряд ли имеет перспективы. Даже Порунов не считал нужным тратить свое время на вопросы компетенции мелких чиновников.
Раньше я испытывал резкую антипатию к Ройзману, но чертовски его уважал как гениального пиарщика и тактика. Он был интересен. А теперь он нуден. Как винтик системы, с красивым фантиком в виде громкой должности, без реальной власти. С потрепанной репутацией. Когда-то в здании фонда работал блогер Кирилл Форманчук. Я вот и думаю – может, его репутация заразна и передается воздушно-капельным путем?
Хотя чего там. Махнул рукой. Смеюсь. Все всё понимают.
© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».