AMP18+

Екатеринбург

/

За спиной губернатора Куйвашева растет альтернативная «вертикаль власти»? Вице-премьер Силин может стать «мини-губернатором» с собственной командой

Екатеринбург, Декабрь 23 (Новый Регион, Александр Родионов, Валентина Ярославцева) – Институт управленческих округов Свердловской области вступил в период упадка. Созданный в 90-е годы прошлого века при губернаторе Росселе, он едва не был ликвидирован губернатором Мишариным, который не знал, что с этим придатком делать. Шло время и про управляющих округами, входящих в состав правительства Свердловской области, все начали забывать.

Однако, считают эксперты, все может измениться – изгнанный из резиденции Яков Силин – вице-премьер по делам национальностей и муниципий – может усилить политическую самостоятельность, сделав ставку на работу именно с главами округов, добавив губернатору Куйвашеву поводов для головной боли.

Историческая правка

Как известно, управленческих округов в Свердловской области пять – Восточный, Горнозаводской, Западный, Северный и Южный. Институт был создан в середине 90-х годов – несколько раньше, чем на федеральном уровне появились полпреды, ставшие представителями президента на местах. В этой части, говорят политологи, функционал управляющих округами чем-то схож с полпредским – одни выражают волю и интересы главы государства в федеральных округах, а другие – губернатора Свердловской области на региональном уровне. «Главы управленческих округов – это такая региональная «калька» – они проводники сигналов, которые идут из центра – т.е. администрации губернатора. Должен быть полномочный орган, который бы транслировал «на местах», доводил бы до глав муниципалитетов волю региональной власти», – объясняет политолог Анатолий Гагарин.

С ним соглашается политолог Сергей Мошкин, который указывает, что изначально институт глав управленческих округов выполнял свои задачи, сформированные еще Росселем. Но со временем он стал терять свое значение: «Эта модель стала «выхолащиваться», то есть главы округов стали утрачивать символическое и статусное значение. Постепенно это звено государственной власти превратилось в «отстойник» для бывших глав и, по моему мнению, стало излишней прокладкой между муниципалитетами и руководством региона», – говорит г-н Мошкин. Он также напоминает, что при губернаторе Росселе муниципалитетам уделялось колоссальное внимание: «Насколько я помню, пятница была «выездным» днем для губернатора, когда он лично встречался с главами городов. Но эта схема была разрушена, когда губернаторов стали назначать».

И в самом деле: если мы возьмем за основу типовые положения об администрациях управленческих округов, то убедимся в справедливости такой оценки. Например, как следует из Положения об администрации Северного управленческого округа Свердловской области (утверждено постановлением правительства области от 22 декабря 2010 года N 1829-П, прим. НР), – она является территориальным межотраслевым исполнительным органом госвласти, входящим в единую систему исполнительных органов госвласти Свердловской области. Ее задачи – обеспечение деятельности правительства на местах – в тех территориях, которые входят в округ. В данном случае, речь идет о таких городах, как Североуральск, Карпинск, Краснотурьинск и так далее. И эта же самая администрация (согласно все тому же постановлению) является главным администратором доходов областного бюджета по закрепленным за ним источникам доходов. И даже больше – администрации округов являются главными распорядителями средств областного бюджета в пределах своих полномочий.

Ни денег, ни славы

Тем не менее, этой осенью ни один из управляющих округов не изъявил желания поучаствовать в широкой дискуссии по снижению НДФЛ в доходах муниципальных бюджетов. Иными словами, ни один управляющий не поддержал мэров своих территорий, которые «с пеной у рта» торговались с Минфином Свердловской области за доходные части своих бюджетов. Яркий тому пример – мэр Нижнего Тагила Сергей Носов и глава Каменска Михаил Астахов, что приняли удар на себя. Во время боев за муниципальные бюджеты главы управленческих округов ни словом, ни делом своим мэрам не помогли.

Политолог Анатолий Гагарин также обращает внимание на этот момент. По его словам, в бытность губернатором Эдуарда Росселя главы округов вели себя не в пример активней, нежели сейчас. При этом он согласен, что теперь наблюдается явное снижение активности со стороны глав. В чем причина – то ли в угрозах Александра Мишарина ликвидировать институт (до чего так и не дошло), то ли в персональной неактивности конкретных руководителей – вопрос дискуссионный. «Совсем вычеркивать из политической системы я бы их не стал: в свое время это был необходимый элемент политической игры, в которую все «вкусно» играли. Например, была же даже идея сделать отдельный округ под Екатеринбург, и назначить туда «своего» человека. Просто многое зависит от личностных характеристик – той же активности и т.д. Ведь есть такие руководители, которых уважают на разных уровнях – они бьются за территории. В этом смысле я не вижу ничего плохого в округах, ведь они берут муниципалитеты под свое «крыло». В этом смысле они должны помогать. Ведь главы округов – это люди, которые хорошо разбираются в муниципальном управлении, в прошлом сами мэры», – говорит Гагарин. Но не отрицает – такой активности со стороны глав в последнее время что-то не заметно.

Возникает вопрос: отчего стали неактивны главы управленческих округов? Ряд экспертов не исключают, что это связано с отношением к институту со стороны Евгения Куйвашева. Учитывая функционал, а, главное, управленческий опыт глав. «Такие люди, в перспективе, могут начать составлять конкуренцию губернатору. Они уже переросли глав муниципалитетов и могут претендовать на большее», – говорит Анатолий Гагарин. И опять приводит пример: в прежние годы главы управленческих округов принимали в Свердловской области решения по снятию разного рода конфликтов – от управленческих кризисов, до экономических проблем на заводах. «Но теперь такого нет. Хотя на самом деле у них достаточно для этого полномочий», – отмечает Гагарин.

И в самом деле – судя по их полномочиям и правительственным постановлениям, власти у управляющих достаточно. Т.е. де-юре это так, а вот де-факто – особенно сейчас – ничего подобного не происходит. Примеров тому – великое множество. Как не опирался на управляющих Мишарин (пример – конфликт с РУСАЛом, который он «разруливал» сам – прим НР), так и Куйвашев – к помощи глав округов он не прибегает. Впрочем, в столь одинаковой модели поведения двух губернаторов наблюдатели видят разные причины. Так, если Мишарин замыкал управление на себе в силу жесткости характера и привычки решать проблему самостоятельно, в случае с Куйвашевым причины иные. Не исключено, что как раз тут и работает фактор недоверия со стороны главы региона – как бы управляющие не замкнули в территориях власть на себе. Есть и другой фактор – «расхолаживание». Именно Куйвашев может задавать неверную модель поведения: сам он выезжает на места очень редко (города, где он был – можно считать по пальцам, жители некоторых территорий, до сих пор не знают, кто руководит областью, прим. НР). И той же модели стал держаться весь кабмин – «властвовать, сидя в кресле и с телефонной трубкой у уха», даже не предпринимая попыток выехать на место, и разобраться с проблемой лично. Примеров тому тоже масса – тот же Краснотурьинск, интересы которого администрация округа в споре с РУСАЛ не поддержала.

Скрытая угроза

Так что фактор политического отмежевания от областного центра теперь налицо. Конечно, главы округов по-прежнему входят в состав кабмина, принимают участие в заседаниях и т.п. Но предпочитают делать это тихо и незаметно. И все больше экспертов сейчас начинают говорить о том, что ставку на работу с главами может сделать вице-премьер по работе с территориями Яков Силин. «Появление Силина в качестве вице-премьера по работе с территориями открывает для глав округов новые широкие возможности, – говорит Анатолий Гагарин. – Силин может опереться на них, это дает ему шанс выстроить свою персональную работу».

И действительно, со стороны Якова Силина уже предпринимаются такие попытки. Так, например, он озаботился развитием «горнозаводской агломерации». Притом, что на областном уровне речи об этом не идет, а Евгений Куйвашев свой личный план по превращению Нижнего Тагила в очаг бурного экономического и социального роста явно не довел до конца. Поэтому ставший не у дел в «Желтом доме» Яков Силин (все политические проекты которого провалились – пример программа «Столица», прим. НР) сейчас активно ищет для себя точки опоры, которые бы ему помогли проявить себя в вице-премьерской ипостаси. Но нужно ли это Куйвашеву, который по каким-то своим причинам избегает доверяться управляющим? Не получится ли так, что вице-премьер Силин и пять глав округов уже скоро попытаются выстроить собственную «вертикаль власти», о действиях которой администрация Свердловской области будет знать далеко не всегда? Тем более, что сейчас на уровне Федерации началась новая дискуссия о реформировании муниципального управления.

Эксперты допускают, что она может стать своего рода «ренессансом» для глав управленческих округов – есть огромные регионы, наподобие Сибири, где «на местах» нужно свое «око», которое бы помогало муниципалам отстаивать интересы, и профессионально просто формировать заявки на получение субсидий. В этом плане перед вице-премьером Силиным могут открыться поистине широкие возможности для упрочения личного авторитета на местах. Кстати, не без ущерба для авторитета губернатора, не жалующего территории своим вниманием.

Свердловская область может стать законодателем мод

Сергей Мошкин соглашается – после инициативы Владимира Путина передать решение межнациональных вопросов в регионы, в Свердловской области было принято решение о введении должности вице-премьера. «Самое любопытное, что к функционалу вице-премьера присоединили вопросы территориального развития. Это решение было во многом институциональным, потому что до этого за работу с муниципалитетами, по сути, никто не отвечал. Получилась такая любопытная управленческая функция – совмещение двух, казалось бы, не связанных между собой, направлений», – рассуждает Сергей Мошкин. Говоря о перспективах Силина, политолог подмечает – о них пока еще рано судить. «Пока непонятно, какими реальными полномочиями он (Силин, прим. НР) будет обладать. Пока еще даже толком аппарат должности не создан, все находится в проектном виде. Так что все зависит от того, будут ли у Силина рычаги влияния, чтобы отстаивать интересы муниципалитетов, или нет», – заключает Сергей Мошкин.

Перспектива тем интересней, что сейчас на федеральном уровне активно обсуждается будущее муниципального управления. И, например, Анатолий Гагарин допускает, что уральский опыт административно-территориального деления на округа может быть апробирован на уровне России. «Мне кажется, что надо пересмотреть этот опыт. И может быть, есть даже смысл применить его ко всей Федерации. В стране есть огромные регионы, в которых «на местах» нужно око, которое бы стало помогать муниципалам отстаивать интересы и профессионально формировать заявки на субсидии. Часто избранные мэры на такое не способны – или велосипеды изобретают или компетенции не хватает. Нужно как-то им помогать. И дело же не в политической борьбе. У мэра – если он не сдвинут на политических амбициях – должно все работать», – заключает г-н Гагарин.

© 2013, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Урал, Политика, Россия, Скандалы и происшествия,