В Екатеринбурге над романом Иванова «Блуда и МУДО» проведут смелые эксперименты (ФОТО) «Может, получится полная чушь, а, может, интересно»
Сегодня в Свердловском театре драмы стартует режиссерская лаборатория «Эпос-Драма-Театр», результатом которой станет постановка шестью разными режиссерами и актерами «как бы спектакля» из эскизов по пьесе «Fake, или Невероятные приключения Бориса Моржова в провинции». Это будет первая в мире попытка перенести на театральную сцену романа Алексея Иванова «Блуда или МУДО». Отрывки зрители увидят уже в воскресенье, 26 января.
Старт лаборатории сегодня вечером даст организованная в рамках проекта «Академия драмы» встреча с авторами романа и пьесы – известнейшим русским писателем Алексеем Ивановым и популярным драматургом Олегом Богаевым. Именно Богаев переделал роман «Блуда и МУДО» в пригодную для постановки на сцене пьесу «Fake, или Невероятные приключения Бориса Моржова в провинции». И, как говорит он сам, получилось два совершенно разных самостоятельных произведения – эпос и драма. Осталось лишь завершить цикл, заявленный в названии проекта, и поставить спектакль, чем и займутся в Драмтеатре в ближайшее время.
А на этой неделе состоится «проба пера»: шесть разных режиссеров поставят шесть эскизов-отрывков из «Fake…», которые объединят в общий лоскутный «как бы спектакль». С одним из них впоследствии заключат контракт на постановку первого в мире полноценного спектакля по этом роману Иванова. Сегодня на пресс-конференции организаторы проекта «Эпос-Драма-Театр» рассказали, как родилась идея и что предстоит сделать за неделю.
«Началось все в Перми, куда Алексей Иванов пригласил меня на премьеру спектакля по роману «Географ глобус пропил», – рассказал главный организатор проекта, гендиректор Свердловского театра драмы Алексей Бадаев. – Мы в антракте много говорили о спектаклях и о том, с каким сверхпиететом относятся к первоисточникам Иванова драматурги. И не понятно было, почему все берутся только за «Географа», хотя романы Иванова давно дозрели до сцены. Тогда и возникла идея поставить спектакль по книге «Блуда и МУДО» в нашем театре. Мы позвонили Олегу Богаеву и предложили ему написать инсценировку, он согласился, и работа пошла».
Как говорит Богаев, пьеса получилась совсем не похожей на роман, потому что на сцене невозможно показать все то, что происходит с Моржовым на странице книги.
«На мой взгляд, Иванов – лучший писатель России. Это звучит страшно, потому что в России много потрясных классиков. Но Иванов не похож на Акунина, Пелевина или Сорокина. Именно Иванов нашел главного героя, что, по-моему, вообще невозможно для современного писателя, – заявил Олег Богаев на пресс-конференции. – Когда я начинал работать над инсценировкой, смотрел на роман, перечитывал его, то подумал, что если это все делать в театре, то театр закроют послезавтра, а Бадаева снимут с должности. Потому что это очень личный, интимный рассказ о том, что происходит внутри человека, в каких отношениях он с окружающими. Пьеса написана по мотивам романа. Но это отдельное самостоятельное произведение».
Теперь дело за последним этапом проекта – «Театр». Пьесу «Fake, или Невероятные приключения Бориса Моржова» разбили на шесть приблизительно равных частей. Для постановки шести эскизов в Екатеринбург пригласили шесть разных режиссеров, а труппу Драмтеатра разбили на шесть постановочных групп. То есть в воскресенье, 26 января, зрители увидят шесть разных взглядов на «Блуду и МУДО», шесть разных сценических решений и шесть разных Борисов Моржовых. Кстати, с актерами на главную роль возникла заминка – в Драме не нашлось шесть 40-летних актеров, поэтому двоих пригласили из ТЮЗа и Камерного театра.
«Мы будем работать с пьесой, а роман останется вне процесса и будет жить своей жизнью. Все режиссеры – ребята с разными опытами, все прошли различные режиссерские лаборатории, у них есть опыт экспресс-создания спектаклей на основе литературного текста. Надеюсь, они не пойдут за первоисточником и внесут свое видение, развалят роман, пьесу и все, что можно развались. Потом придут актеры и доразвалят оставшееся, забывая текст и путая слова. Это будет «как бы спектакль из отрывков», – смеется один из идеологов проекта известный театральный критик, организатор лабораторий и фестивалей Олег Лоевский. – Но интересно ведь человеческое мышление, из которого получится шесть разных образов и эскизов, а остальное можно прочитать. Мы сами не знаем, что выйдет в итоге. Может получится полная чушь, а может получится интересно».
К слову, режиссеры еще не знают, каким у них будет главный герой Борис Моржов.
«Знаю, что он будет метр девяносто, в очках, носиться со своими пластинами. Больше пока ничего не знаю, я актеров еще не видел. Будем с ними вместе работать над образами», – отметил один из режиссеров Алексей Логачев.
А его коллега Георгий Цнобиладзе добавил, что должно получиться неожиданно и смело, потому что при работе в режиссерской лаборатории им разрешено все, чего не разрешают при постановке полноценного спектакля.
«В таких проектах нет серьезных обязательств, как при постановке спектакля. Можно сделать так, как никогда ни в одном театре не сделаешь, потому что иначе уволят и обзвонят все театры, чтоб такого режиссера-экспериментатора не брали. А тут есть свобода, возможность рисковать», – пояснил Георгий Цнобиладзе.
При этом автора первоисточника – романа «Блуда и МУДО» – Алексея Иванова не пугает, что над его книгой фактически будут ставить эксперименты. 26 января на показы он придет как обычный зритель и ожидает увидеть там контуры будущего полноценного спектакля.
«Мне сложно сказать что-то конкретное про проект, так как я человек не театральный и небольшой спец в этом. У меня есть позиция: если доверил профессионалам, то не вмешиваешься в их работу. Богаев знает, как делать свою работу, актеры тоже. Мне, как и вам, ничего не известно, и интересно посмотреть, что получится с точки зрения обычного зрителя».
Сегодня на пресс-конференции организаторы режиссерской лаборатории «Эпос-Драма-Театр» рассказали, как родилась идея и что предстоит сделать за неделю
Постановка спектакля по пьесе «Fake, или Невероятные приключения Бориса Моржова в провинции» будет первой в мире попыткой перенести на театральную сцену роман Алексея Иванова «Блуда или МУДО»
Екатеринбург, Ольга Тарасова
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».