«Сухой закон» на Среднем Урале: випы от водки уже отказались
Прошел почти год с того момента, как в Свердловской области стартовала масштабная антиалкогольная кампания, объявленная премьером областного правительства Алексеем Воробьевым.
Все это время практически каждое заседание правительства глава кабинета министров начинал или заканчивал наставлениями о вреде пьянства. «Все беды из-за спиртного! Выпьют, понимаешь, потом дом спалят!» – эту фразу чаще всего можно слышать из уст Алексея Воробьева.
Впрочем, несмотря на антиалкогольный настрой, глава кабинета министров полностью от употребления алкоголя не отказался. По словам источника из близкого окружения Алексея Воробьева, под хорошую закуску премьер вполне может расслабиться и затянуть свою любимую песню из кинофильма «Весна на Заречной улице» – «Когда любовь придет – не знаю…».
Главной экспериментальной площадкой по введению «сухого закона» стал третий по величине город в Свердловской области Каменск-Уральский. Его мэр Виктор Якимов запретил торговать алкоголем по ночам и по праздникам, чем вызвал бурю возмущения у местного населения. Каменцы обвиняли градоначальника в неуважении к людям и называли Якимова инквизитором. Однако эти обвинения, похоже, главу города мало трогали.
«В день рождения города Каменска-Уральского, я и артист Михаил Боярский были у Якимова в гостях, – рассказал «Новому Региону» депутат екатеринбургской думы Максим Серебренников. – Так вот, до самого утра мы все втроем по инициативе Виктора Васильевича пили молоко, и только утром, когда Якимов получил последний рапорт о том, что день города прошел без происшествий, позволили себе расслабиться».
По словам депутата, предложение «ударить» по молоку вместо водки, его нисколько не смутило. «Я вообще равнодушен к алкоголю – последние годы практически не пью. В случаях, когда без спиртного обойтись нельзя – выпиваю символическую рюмку водки», – объяснил Серебренников.
Противником спиртного слывет в последнее время и свердловский губернатор Эдуард Россель. Сотрудники его протокольной службы с гордостью рассказывают, что глава губернии может весь вечер «тянуть» бокал красного вина, а то и вовсе сока. Однако некоторые политики, знающие Росселя не первый год, утверждают, что имидж «непьющего губернатора» – это «очередной обман избирателей». По их словам, глава региона регулярно употребляет спиртное, и весьма забавно ведет себя «под градусом». «Общеизвестный факт, что у подвыпившего губернатора появляется непреодолимое желание музицировать. Он тут же хватается за свой аккордеон или садится за пианино и играет «Мурку». Без этого не может», – сообщил агентству собственный источник в резиденции. Однако, как показывает практика, если под рукой у захмелевшего Эдуарда Росселя не оказывается гармошки, то он способен развлечь себя иными способами. «Году в 95, когда Россель еще был председателем областной думы, а я обычным 25-летним депутатом, мы с ним допились до того, что боролись на руках. И он меня победил, хоть и выпил в три раза больше! – поделился с «Новым Регионом» воспоминаниями депутат областной думы Александр Бурков. – Зная, как Россель пил, я никогда не поверю, что теперь он этого не делает!».
По словам Александра Буркова, за всю свою жизнь ему доводилось сидеть за одним столом со множеством известных политиков как федерального, так и местного уровней и много чего увидеть в их исполнении, но то застолье с будущим свердловским губернатором ему запомнилось навсегда.
Областные депутаты к «сухому закону» относятся скептически. По словам законодателя Ильи Борзенкова, антиалкогольная кампания его никак не касается, поскольку употребляет депутат в меру. «У меня масса непьющих знакомых. Надо признаться, что с ними бывает очень скучно», – говорит Илья Борзенков. Из спиртных напитков депутат предпочитает коньяк. Единственное, чего не приемлет за столом – это песни. «Непрофессиональное пение считаю душераздирающим зрелищем, – сообщил Борзенков. – Кстати, никогда не видел, как поют депутаты областной думы. Наверное, просто ухожу всегда раньше, не дожидаясь пика веселья…».
Противоположной точки зрения придерживается глава облдумской фракции «единороссов» Анатолий Мальцев. «Я хорошо играю на гитаре и люблю петь за столом. В моем репертуаре примерно 30-40 песен, в основном старые советские, – признался он в беседе с корреспондентом «Нового Региона». Из напитков Мальцев предпочитает водку. Депутат считает, что «сухой закон» надо вводить только там, где население уже физически не может обойтись без бутылки».
По мнению медиков, без особого вреда для здоровья, можно пить только вино, и то в малых дозах. Депутат екатеринбургской думы и по совместительству главный кардиолог УрФО Ян Габинский «сухого закона» придерживается всю жизнь. «И всем советую, как врач – в день можно выпивать не более 50 граммов водки, один бокал вина или два стакана пива! Лично я предпочитаю вино, но даже на вечеринке не выпиваю более двух бокалов», – говорит депутат. Стоит отметить, что мизерной дозы спиртного вполне хватает Яну Львовичу, чтобы почувствовать желание спеть, правда, не совсем за столом. «Я встаю из-за стола, сажусь за рояль и пою песни о любви собственного сочинения», – рассказывает Габинский.
Его коллега Юрий Нижечик говорит про себя, что «максимальное количество спиртного, которое он может «принять на грудь» – это 250 граммов водки. Дома у него большой бар, в котором он, в зависимости от настроения, выбирает подходящий напиток.
Единственным 100-процентным трезвенником в городском парламенте, по всеобщему мнению, является спикер Яков Силин. Пьяным его никто не видел никто и никогда, поскольку председатель плохо переносит алкоголь. «На различных приемах Силин отделывается водой. И петь не любит. Но на вечеринках, устроенных по поводу приезда делегаций из Перми или Челябинска, он делал вид, что подпевает. Даже рот открывал», – вспомнил один из городских парламентариев.
По мнению экспертов «Нового Региона», в плане употребления алкогольной продукции, чиновники мэрии Екатеринбурга выгодно отличаются от сотрудников областного «Белого дома» и выпивают в меру. А истинные затейники «сухого закона» – свердловские министры – чрезвычайно охочи до спиртного.
«Белодомовское руководство готово пить водку стаканами. Причем водку любого производства и любого качества! – заверил корреспондента «Нового Региона» областной депутат Александр Бурков. – В мэрии такого нет. Аркадий Чернецкий сам не употребляет и не приветствует».
Подводя первые итоги антиалкогольной кампании, эксперты «Нового Региона» отмечают, что за это время в сознании граждан произошли определенные сдвиги. О том, как негативно действует алкоголь на человеческие судьбы и карьеры, свердловчане узнали год назад, когда областной вице-премьер Юрий Осинцев, боровшийся за пост главы Екатеринбурга, на одной из пресс-конференций наивно объяснил, что, по его мнению, настоящий мэр, как и настоящий джентльмен, всегда должен быть чисто выбрит и слегка пьян. «От него всегда должно пахнуть виски», – доверчиво сообщил журналистам Осинцев и с треском проиграл выборы.
Следствием антиалкогольной кампании стало стремительное сокращение фуршетов и презентаций с непременным распитием алкоголя, в Екатеринбурге стали закрываться пивные заведения – на смену им приходят фаст-фуды и кофейни. Крупные коммерческие фирмы выставляют главным требованием при найме на работу – равнодушие к спиртному.
Тем не менее, последний дикий случай с массовым отравлением дезинфицирующей жидкостью «Хелиос» показал, что в уральской глубинке проблема тотальной алкоголизации населения стоит по-прежнему остро. Если верить премьеру Воробьеву, вторым этапом антиалкогольной кампании должно стать возрождение ЛТП и товарищеских судов по месту жительства и на производстве.
Екатеринбург, Дарья Травкина
© 2004, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».