Администрация губернатора Свердловской области и последовательные реформы – понятия несовместимые. Еще недавно «желтый дом» трубил о новой медиа-политике, а губернатор Куйвашев у костерка под Сысертью обещал муниципальной прессе спасение. Чиновники даже придумали вполне рабочую, а в чем-то даже и спасительную для застрявших в прошлом газет схему. Во всяком случае, ее результат заметили в Союзе журналистов России. Впрочем, кое-кому на это плевать, и правила игры со СМИ решили сменить опять. Так, все губернаторские СМИ решили слить в единый холдинг. Есть риск, что у «Областной газеты», «Областного телевидения», «4 канала» и еще десятков областных газет появится новый топ-менеджер. Ну а помогать в простраивании политики и освоении бюджетов ему будут чиновники Вадим Дубичев и Анатолий Гайда.
Медиареформаторы
Схему работы и финансирования СМИ администрация губернатора Свердловской области сменила в конце 2013 года. Для этого было учреждено автономное учреждение Свердловской области «Информационно-аналитический центр» (ИАЦ), но основная работа была возложена на департамент по печати и массовым коммуникациям губернатора Свердловской области. Возглавил его выходец из Челябинской области Дмитрий Федечкин. Последнего в Екатеринбург пригласил некогда влиятельный в команде Евгения Куйвашев чиновник, тоже челябинец, Илья Ананьев. Они-то и начали выстраивать новую работу с периферийной печатной прессой.
Сначала всему профессиональному сообществу бросилось в глаза, как с 2014 года сильно выросли расценки на сотрудничество с властью на Среднем Урале. Об этом, например, убедительно свидетельствовали суммы госконтрактов, а также размер пула прогубернаторских СМИ. Теперь там соседствуют, работая на продвижение Куйвашева, солидные федеральные издания и интернет-игроки местного медийного рынка. Отдельной строчкой проходит специфика работы с региональной прессой – десятками районок, которые сохранились почти во всех городах Свердловской области.
СЖР новации хвалит
Вначале медиареформу Ананьева-Федечкина приняли в штыки. Но уже через полгода ее первые результаты заметили в Союзе журналистов России. Определенные выгоды оценили и муниципальные журналисты. Которые, к слову, вначале не горели желанием идти под властную опеку. А часть профсообщества этой позиции не изменило до сих пор, отмечает корреспондент «Нового Региона». Сменить поначалу жесткий настрой, а местами и неприятие помог мягкий подход Федечкина и Ананьева. Очевидно, что отвечающие за PR чиновники понимали, что перебарщивать нельзя. Поэтому оба лично встречались с редакционными коллективами на местах.
В итоге более 40 редакций в областных территориях смогли обновить техническую базу. Доходило до смешного: журналисты из областной глубинки до недавнего времени работали на мониторах выпуска 90-х годов прошлого столетия. «У многих газет даже нет своих сайтов. А те, что есть, – не соответствуют задачам СМИ и городов, в которых они работают. Все это не выдерживает никакой критики, – говорят коллеги-журналисты, но просят не называть их. – Вообще главы территорий не думают о будущем СМИ, нашем будущем, судьбе журналистских коллективов. О том, что надо развиваться, а не выживать. Доходит до того, что некоторые мэры лично вычитывают макеты номеров перед тем, как их отдадут в печать. Но чтобы помочь редакции – об этом нет даже речи».
Увидев первые результаты сотрудничества с департаментом печати свое отношение к «работе на власть» некоторые издания начали пересматривать. Впервые в муниципальной прессе России в местечковых газетах стали применяться современные инструментарии, стал меняться контент и формат подачи материалов. Мотивацией для главредов стало то, что за такое обновление и возможность быть «современными и красивыми» не надо было клянчить деньги. Во всех региональных изданиях появилась единая региональная вкладка. Ее модель была современной – с инфографикой и неведомым ранее периферии (да и не только ей) таймлайном. Первый выпуск был посвящен проблемной ситуации в Сухом Логу, и его заметили в Союзе журналистов России. Кстати, этому опыту посвящен материал в едва вышедшем номере журнале СЖР «Журналистика и медиа-рынок (статья называется «Таймлайн после ЧС», – прим. НР). «Мы не работаем еще и года, а сразу такой успех», – комментирует Дмитрий Федечкин. Хотя предпочитает больше говорить про обновление технической базы подшефных редакций: «Когда мы начинали работать, ситуация была угнетающей. Видели в одной из редакций монитор 90-х годов. Не все хорошо и с кадрами – средний возраст сотрудника редакции – 47 лет…»
Критику в расходовании бюджетных средств АНО ИАЦ г-н Федечкин отвергает. Аргументируют это тем, что структура не является главным распорядителем бюджетных средств, а за финансирование отвечает управделами губернатора. Все остальное чиновник оставляет за рамками комментариев.
Опять власть меняют
Сейчас губернатор в отпуске, и в особняке его резиденции на Горького обострились старые конфликты. Например, у руководителей департаментов отбирают ставки потому, что «так решил Сергей Пересторонин» – глава администрации. Или же потому, что кто-то основательно положил глаз на чужие полномочия. «Едва губернатор ушел отдыхать, как обострились старые межличностные конфликты. Например, у Ананьева хотят отобрать три ставки в департаменте спецпроектов, который он недавно возглавил», – рассказывают в резиденции. Заодно пущен слух о его смещении: якобы, скоро Ананьева низведут до положения рядового губернаторского советника. Насколько велика такая опасность, у самого Ильи Ананьева выяснить не удалось: чиновник не берет мобильный телефон. Но информация о его скором аппаратном смещении с позиции замглавы администрации губернатора до директора департамента подтверждает: недоброжелатели работают против чиновника адресно, бьют точно и наверняка.
К тому же известно, кто и почему с таким рвением возобновил в «желтом доме» «игры престолов». Источники «Нового Региона» внутри резиденции указывают, что авторами нового конфликта являются первый замглавы администрации губернатора Вадим Дубичев и губернаторский советник Анатолий Гайда. Это связка, которая срабатывалась годами еще со времен Росселя: Дубичева и Гайду роднит работа по движению «Преображение Урала» и колоссальный опыт работы и интриг во власти. Что касается г-на Гайды, то после удаления от власти из-за серии скандалов он опять переживает политический ренессанс. С одной стороны, ему удалось заполучить статус советника Куйвашева (лоббировал решение Дубичев), с другой – удачно пристроить своего сына замминистра энергетики и ЖКХ. Так что «клан Гайды», в послужном списке которого есть снятие министра госимущества Владимира Левченко, активно набирает силу. Некоторые чиновники прямо признаются, что не понимают, как Гайда-старший с такой биографией вообще мог стать советником: «Похоже, Евгений Владимирович опять что-то не учел, а кто-то ему многого не рассказал. На этот раз про Гайду».
Медийно-рейдерский переворот
В общем, работу Ананьева-Федечкина хотят свернуть быстро и окончательно. Как и финансирование техперевооружения редакций и новаций на страницах городских газет. Сейчас в «желтом доме» начинает брать верх позиция Вадима Дубичева и Анатолия Гайды, которые предлагают слить в единый холдинг все СМИ – «Областное телевидение» с «4 каналом», «Областную газету» и остальные печатные издания. Эту позицию разделяет директор департамента информполитики губернатора Мария Картуз, у которой для такого монополизма есть свой личный интерес. Учитывая не лучшее аппаратное состояние Ильи Ананьева, есть риск того, что наработки АНО ИАЦ будут погублены. Да и не только это – реформирование свернут, а журналистов начнут ломать через колено, заставляя работать на имидж губернатора в ущерб интересу своих территорий. Собственно говоря, это уже началось. По некоторым сведениям, Дубичев и Гайда настроены решительно: фактически речь идет о свершении медийно-рейдерского переворота и перераспределении финансовых потоков.
И если пока еще мэры городов входят в редакционные советы печатных изданий своих территорий, то скоро все изменится. Затеянные новации направлены, в том числе, и на устранение мэров. «Их попросту оттирают от редакционной политики, – признают журналисты. – Мы уже поняли, что медиаполитика новых кураторов сводится к указанию: «вставляйте в материалы больше губернатора». На что журналисты откровенно недоумевают и даже профессионально злятся: «Ну сами посудите, к чему это приведет, если мы расскажем о заграничных поездках губернатора? Люди долго разбираться не будут, скажут: «Ездит по заграницам, а у нас ни разу не был». Тут ведь надо работать аккуратно».
Тем более что яркий пример не лучшего вмешательства в журналистские инициативы имеется. Какое-то время назад на страницах областной вкладки появилась рубрика «задай вопрос губернатору». За несколько месяцев поступило полтысячи откликов – по 90 живых писем в месяц. Однако Вадим Дубичев распорядился рубрику закрыть, заявив: «Вы не имеете права принимать вопросы». Пришлось подчиняться. Мало того, что запретительная инициатива сама по себе вызывает недоумение, похоже, при таком «правильном» подходе могут испортить любое хорошее дело. Например, так вышло с соцопросом населения о качестве жизни в Свердловской области, который был провален. Не сумев или не пожелав для увеличения выборки и респондентов разрекламировать инициативу по городам и весям (хоть через те же газеты), авторы идеи получили пшик: на анкеты ответило не больше 100 жителей из всей 4,5-милионной Свердловской области.
Муниципальные журналисты о создании некого юрлица, которое объединит телеканалы и их газеты, – уже тоже слышали. Но самое главное – они резко против такой новации. По словам главреда газеты «Знамя Победы (Сухой Лог) Марии Базуновой, разговоры о таком холдинге стали вестись достаточно активно. «Тут я категорически против. Пока не совсем знаю нюасны, но простой мещанский вопрос: а куда пойдут деньги, которые заработала наша редакция? Ведь если холдинг, значит, и общий бюджет… Почему мы должны с кем-то делиться?» – спрашивает журналистка.
Отвечая на вопрос, нравится ли ей и коллегам формат и планка, которую задают в департаменте печати, коллега говорит: «То количество обучений и поездок, их уровень и уровень медиафорума – говорят сами за себя. Планка резко выросла». Касательно таймлайна Базунова отмечает, что упомянутая первая вкладка стала для издания хорошим примером. «Вкладка таймлайна для нас сейчас эталон. Там все удачно. В следующем номере у нас выходит свой таймлайн – он нам нравится, мы гордые. По-моему, у нас выходит классно», – говорит она. И сравнивает подход со старыми релизами из заксо: «Их же читать было невозможно…»
«Новый Регион» будет следить за развитием событий.
Екатеринбург, Свердловская область, Александр Родионов
Екатеринбург, Свердловская область. Другие новости 14.04.14
Весна наконец-то в Екатеринбурге: на этой неделе будет +17. / Банк «Кольцо Урала» стал вторым по привлекательности вкладов в Екатеринбурге. / Два будущих кондитера убили таксиста 30 ударами ножа. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2014, «Новый Регион – Екатеринбург»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».